Вторник, 23 апреля 2024

Одушевление колокола

Русский народ во все времена очень любил колокола и колокольный звон, и, поэтому назвал части колокола как бы одушевляя: уши, язык, туловище, губа. У колокола есть даже корона. Наш колокол как бы «коронован» на такое ответственное послушание, как возвещение Благой Вести Божией.

Русским колоколам всегда отводилась очень высокая роль. Наши колокола созывали на службу, встречали почетных гостей, отгоняли страшные эпидемии.

Но имен, как на Западе, русские колокола не имели. Названия наших колоколов – это прозвища, данные слушателями – прихожанами храмов и звонарями. На наших колокольнях и звонницах можно встретить колокола с названиями Лебедь, Красный, Полиелейный, Баран, Козел и многие другими. Эти прозвища до сих пор закрепились за этими колоколами. Пожалуй, одним из единственных примеров официальных названий колоколов является «Царь-колокол», отлитый в Московском Кремле по высочайшему царскому указу.

В Европе ситуация стоит совсем иначе. На Западе колокола крестят. Надевают на него крестильную рубашку, обливают святой водой и нарекают ему имя – все как у человека.

Если сравнивать русские колокола и европейские, то одно из первых, что бросается в глаза являются надписи, символизирующие о месте и времени отливки того или иного колокола. Замечательно даже то, что на русских колоколах надпись пишется от третьего лица, по типу: «Отлит сей колокол в лето 2012 от РХ мастером Ильей Дроздихиным для храма Николая Чудотворца», а на европейских колоколах надпись пишется от лица колокола «Зовут меня Мария, лил меня мастер Илья Дроздихин, родился я в году 2012»

Илья Дроздихин,
руководитель Московской Школы Звонарей,
специально для сайта «Колокола.Ком»