Ю.В. Пухначев – О музыке колокольного звона
Когда мы с вами послушаем пролог к опере «Борис Годунов» Мусоргского мы с вами не отличим хор от звучания колоколов, настолько все это сплетается. Это ведь имеет огромные традиции. Многоголосое хоровое русское пение во многом воспитало наших звонарей. И было обратное воздействие. И те, кто хранит русскую речь в ее древних интонация, они как бы заставляют нас думать, что истинно русская речь всегда была мелодией. Когда я приехал первый раз в Архангельск и услышал разговор, как одна женщина рассказывала другой, как сын приехал из армии и отремонтировал дом, Она говорила так: «Все пОчистил и пОкрасил, и Отчистил, и пОбелил» Это было звучание архангельского диалекта, который сохранил певучесть русской речи. Так былина, песня, частушка, пляска – все это дало какие-то компоненты для истинно русского колокольного звона.
Здесь нет какой-то долгой развитой мелодии, а есть скорее попевки. Это что-то вроде музыкальных орнаментов, но это тоже может стать огромным искусством. Когда в мусульманском мире было запрещено изображать человека и животных, тогда и развилось это гигантское искусство орнамента. И вот русские звоны впечатляют нас своей орнаментацией музыкальной. Да и многие русские композиторы: Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский, Мусоргский – они все использовали это. И даже бытует мнение, что русская музыка в такой степени является музыкой русской, в какой она обладает колокольностью.
Имитирование колокола электронными аналоговыми схемами, натренированное ухо всегда обнаружит. Ведь есть гораздо более сложная и интересная проблема: как мы имитируем удар колокола с помощью музыкальных инструментов. «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского там же раздается удар колокола, и Римский-Корсаков по-своему инструментовал это, Шестакович по-своему. И каждый видел — в этом огромная задача, передать один удар колокола вот таким набором инструментов наиболее впечатляющее. Когда вы смотрите оперу «Борис Годунов» и начинается сцена смерти Бориса, и вдруг раздается настоящий русский похоронный звон – это потрясает. Или же набатный звон, когда вы наблюдаете сцену народного бунта, бессмысленного и беспощадного. Это воспроизводится средствами оркестра – набатный русский звон.