Среда, 11 сентября 2024

Ю.В. Пухначев – Об истории колоколов

Размышляя о колоколах, о том времени, когда они появились, как они распространялись по миру, можно было бы сказать, что они связаны во-первых, с возникновением крупных мировых религий, которые пришли к нам все-таки из Индии, с Востока. Они несли в себе какую-то такую традицию: музыкальную или же символическую, которая затем переходила из одной религиозной традиции в другую.

Ведь идея колокола очень проста. И поэтому мы можем предположить, что одновременно эта идея возникла у разный народов. И действительно древнейшие колокола мы находим в очень многих местах, в шестом, пятом веке до нашей эры, они стали повсеместно распространенными. Но есть даже такая точка зрения, что первые колокола появились в Китае. Действительно найден колокольчик, который относится к 16-11 веку до нашей эры.

По маршрутам великого шелкового пути, по маршрутам переселения народов колокола могли прийти из Китая в Европу. Но вполне возможно, что они могли возникнуть в нескольких места.

И ко времени возникновения Древнего Рима мы находим неисчислимое количество примеров и ипостасей этих колокольчиков. Ими будили рабов, призывали прислугу, ими извещали об открытии лавок, бань. Возницы, когда подъезжали к перекресткам звонили, чтобы не столкнуться с повозкой, выезжающей из-за угла. Жрецы отделывали подолы своих  риз. Это есть весть, призыв, торжество, богатство, слава. То есть в окружении всех этих понятий колокол вошел в христианскую религию, хотя сначала отвергался ею. Ведь он был распространен и в языческих культурах.

Есть такая негативная интонация у апостола Павла, когда он в первом послании к коринфянам пишет так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звучащая или кимвал звучащий». То есть отвергает эту звучащую медь от истинной веры.  Когда уже святой Бенедикт уединился, а нему носили пищу, извещая его об этом звоном колокольчика. Когда христиан, когда они еще были в подполье, созывали на собрание звоном маленького колокольчика. Уже сигнальную функцию колокольчика никуда не денешь.

А потом он уже вознесся на колокольню, на башню, и оттуда уже вещал во весь голос. И где-то в седьмом веке колокол стал привычным для европейских городов. В девятом – для европейский сел. Это получило массовое распространение. А на Руси, конечно, с приходом христианства. В Новгородской летописи в 1066 году уже есть запись «Приде Всеслав и взя Новгород, и колокола сыма Святыя Софии».  Значит, колокола уже бытовали в Новгороде. Они были небольшими, но потом произошло что-то вроде чуда: где-то к 17ому веку русские цари вступили в своеобразную гонку. Каждый хотел, чтобы его колокол обращался к богу более звучно, чем его предшественник. И вот история: Иван III — 450 пудов, Василий III – 1000 пудов, Иван Грозный – 2250 пудов., Борис Годунов – 2500 пудов., когда Алексей Михайлович решил отлить свой колокол, уже речь шла о 8000 пудов. Это почти сто тонн. Отлил его Емельян Данилов, но в том же 1654 году колокол разбился от неловкого удара, а Емельяна Данилова уже не было в живых, он умер от язвы. И тогда бросили клич, кто перельет колокол. И вызвался малорослый, тщедушный, худощавый человек, которому не было еще 20 лет. Это был будущий гениальный мастер, которого звали Александр Григорьев.  Мы с ним знакомы по фильму «Андрей Рублев». Вот творение Александра Григорьева – второй Царь-Колокол, именно он и был назван Царем-Колоколом. Он в 1701 году погиб от московского пожара. И тогда была поставлена задача отлить колокол в 10000 пудов, а русские мастера перекрыли эту цифру: они отлили 12000 пудов. Вот так возник Царь-Колокол, который сейчас стоит в Кремле.

На Западе колокол крестили и давали ему имя. В традициях русской православной церкви этого нет, колоколу имя не дают. Но все равно он очень часто рассматривался как фигура одушевленная, как виновник этих бед. Когда он возвещал о торжестве, также если он что-то непотребное выразил, его наказывали как человека, ему вырывали язык, стегали кнутом. Ссылали наконец.