О сохранении традиций
Что нас беспокоит сейчас? Сохранение традиций. У нас есть печальные сведения: например, некоторые церкви вместо звонаря ставят компьютерную установку. Говорят: «Звонарь может и ошибиться, а тут нажал кнопку, и то, что задано ему, вовремя бьет». Мы можем прийти в итоге к тому, что человек не нужен будет церкви.
Старый звонарь отец Михей говорил: «В механическом звоне же души нет». Вот она истина. Научная истина, если хотите. Зачем нам пианистов воспитывать? Мы можем так же компьютеру задать программу, и он будет делать все, что нужно. И священников в таком случае будут скоро заменять. Компьютеры дешевле обходятся.
Самое главное – сохранить традицию. Все остальное приложится. Я оббежал всю Россию и ознакомился с различными типами звонов. Вы сейчас в школе воспитываетесь в определенном умении, но традиции самые разные. Ростов Великий – это одна традиция, там 32 тонны большой колокол, а второй 16 тонн, а третий 8 тонн. В Сергиевом Посаде – другая традиция. Наша традиция Волжских звонов – на малых колоколах. Там почти не было больших храмов, мы мечтаем восстановил храм Александра Невского, там был большой храм, но большинство сохранившихся – малые звонницы. Это, например, не тройка северная, а двойка. Она так же ярко звучит, интересно.
Как сохраняется традиция звона? Послушаете Сергиев Посад, старое название, оно было, когда мы записывали, – Загорск. Отец Михей – это легенда звонарей. Прошло около сорока лет, я записываю в этом же месте звон, отца Михея уже нет, записываю звонаря отца Антония, который принял эту традицию. Он сохраняет традицию, эта та же мощная лавина великого праздничного звона.
Астрахань, в 1974 году я записываю звон в церкви. Звонарь Материкин, фронтовик, потомственный звонарь, ему уже 80 лет. Многие звонари долгожители, потому что колокол дает силы и здоровье. Волжские звоны несколько иные, чем эти великие звоны наших монастырей. Они звонкие, яркие, быстрые, частые. Как он звонит: два колокола правой, здесь два колокола, пульта нет. К локтю у него привязан еще один колокол средний, и один небольшой, до тонны, управляется ногой. Умирает звонарь Материкин, приходит молодой звонарь Арсеньев, ему 60 лет, но ему еще звонить по меньшей мере лет 20. Вышел на пенсию и подался в звонари. Прошло сорок лет, я снова там же записываю звон. Звонарь средних лет, он не знает ни Материкина, ни Арсеньева. Прошло слишком много времени. Новый звонарь тоже старается сохранить прежнюю традицию звона.
Я хотел обратить внимание, что разные звонари соблюдают традиции гласной или негласной школы. В Саратове, как ни печально, не было звонаря. На Нижней Волге сохранились колокола и звонари. Руки до Астрахани не дошли, чтобы разрушить, к великому счастью. В 70-е годы в Саратове я записывал, в церкви была небольшая звонница и маленькие колокола.
В заключение я хотел бы сказать: удержать традицию – это главная наша задача. Я счастлив, что дело по восстановлению колоколов и звонов православных продолжается.