Предшественники колокола: иерихонская труба и старое доброе било
Много – много лет назад вместо колокола были совсем другие инструменты. Ветхий Завет рассказывает нам, что святой пророк и боговидец Моисей вывел евреев из Египта, где притеснялись они египтянами, и по повелению Божию устроил семь серебряных труб. Их громкие звуки далеко оглашали окружающую местность, собирая этот народ пред дверьми древнего храма – скинии. Через 40 лет блужданий по пустыне Господь привел евреев в обетованную землю, цветущую и плодородную, к городу Иерихону. Жители Иерихона были воинственны, а стены их города неприступны. Господь же указал еврейским священникам обойти вкруг города со своими святынями семь раз, трубя в трубы. Они проделали это, и стены вдруг упали сами собой. Жители в ужасе разбежались, а евреи поселились на указанном Богом месте. С тех пор церковные трубы именовались иерихонскими.
Вы знаете, как Сын Божий был послан на Землю, как был распят и умер на Кресте, и воскрес, всех освободив от смерти.
Многие люди от апостолов принимали Его божественное учение. Язычники, которые не веровали в Спасителя, жестоко преследовали первых христиан. Вынужденные скрываться, собирались они в потаенных местах – пещерах, катакомбах возносить Господу свои теплые молитвы. Узнавали о собраниях через вестовщиков изустно. Отдельные историки утверждают, что вестники эти, бегая от дома к дому, собирали паству звоном бубенчика.
В четвертом веке могущественный римский император Константин Великий сам принял христианство и во всех землях громадной Римской империи дал свободу христианским общинам. Вновь появились иерихонские трубы. христиане под их звуки с пением «аллилуя» ходили по улицам, призывая на молитвы. Были еще и будильные молотки – колотушки. Ими ударяли в дверь или в специальную доску. Такие простые приспособления – деревянные и металлические доски с молоточком крепко прижились в последующие века на православном Востоке. Греки называли их симандрами. Позже на Руси их будут именовать «древом», «током», «клепалом», а чаше «билом» (от слова «бить»).
До сих пор этим инструментом с негромким деревянным голосом, дешевым и простым в изготовлении, продолжают пользоваться многие обители и скиты: палестинские сирийские, греческие на Афоне. «Мы бедны, – рассуждал грек одного из монастырей Святой Афонской Горы, – на колокола у нас денег нет, а доска найдется, и било сумеет сделать сами».
Колокольная традиция мало разовьется на Востоке. С XV века Малая Азия и Балканский полуостров окажутся во власти турок – мусульман. Турки запрещали звонить в колокола, которые, по их убеждению, беспокоют витающие в воздухе души мертвых. Выручало православные народы било.
А в древних рукописях сохранилось еще одно объяснение почтения к билу. «Колокола не держат во Святой Софии, но бильцо мало в руце держа, клепают на заутрени… Било же держат по ангелову внушению, а в колоколы латы не звонят», – так писал архиепископ новгородский Антоний, путешествуя во Царьград (русское название Констрантинополя), о Софийском соборе в XIII веке.
И на Руси в первые века христианства било пользовалось преимуществом. Летопись, повествующая о крещении Руси (988 год), подробно перечисляет церковную утварь, привезенную равноапостольным князем Владимиром из Византии в Киев, вовсе не упоминает колокола. В древнем Киево – Печерском монастыре игумен преподобный Феодосий для оповещения братии применял било, по уставу греческого Студийского монастыря, где монахи славились строгим благочестием и суровой жизнью. Остальные же русские монастыри следовали правилу Печерской обители. Даже в пору расцвета колокололитейного искусства на Руси отдельные скиты и монастыри по – прежнему использовали било. Согласитесь сами, ведь на протяженных русских землях, в глухих лесах обитали разбойники, в пограничных местах – недружелюбные соседние народы, а сильный металлический звук колокола привлекал внимание. Да и трудно было расстаться с привычкой к стуку деревянной доски, долго казался неладным голос колокола.
Как же устроено било? Подразделяются била на «малые» и «большие». Обычный вид малого била или «малого древа», как его именуют, напоминает двухвесельную доску с вырезкой посередине для удобного держания левой рукой. Правой рукой держат молоток. Длина малого била приближается к трем аршинам (2 метра 13 см), а ширина к трем вершкам (13 см) В своих окончаниях обычно доска бывает более тонкой, чем в середине, где находится выемка для руки. Хотя на приведенной здесь картинке мы видим у афонского монаха било иное, расширяющееся к концам.
Большое било или «великое било», «великое древо» представляет собою толстую доску до трех саженей (чуть более б метров). Ударяют в великое било сильно, «тяжко». Оно вешается при церкви на особых перекладинах или глаголях (выступах из стен). Бил бывает по нескольку: будничное, среднее и праздничное.
Клепало – это металлическое (из меди или чугуна) полуколесо или короткая доска, по которой ударяют железным молотком. Известен также пример каменного била. Таким билом пользовались в Соловецкой обитали во времена ее основателя игумена преподобного Зосимы в XV веке.
Удары по билу и клепалу называются «клепаниями». Для деревянного била используют наиболее музыкальное дерево – клен, ясень, бук. Сухое било из этих пород при клепании дает разные по высоте звуки. Зависят они от толщины места удара и силы удара. Из этих звуков складывается незамысловатая мелодия. В русских северных скитах она обычно бывала нетороплива, а вот на юге, например на Афоне, содержит даже виртуозные пассажи. Таких мелодических клепаний перед службой совершается три. Между ними паузы в три – четыре минуты. Каждое клепание при этом заканчивают редкие и сильные удары, указывающие порядок клепания первого, второго и третьего.
Ударял в било пономарь. Вот как сказано в старинной книге: «Когда приближается время утрени, встает будильник и идет прежде к келье Игумена… Когда Игумен скажет изнутри: „Бог спасет тя“, будильник становится пред его кельей и… повелевает (пономарю) клепать в било. Когда клепают, он обходит братские кельи и будит всех, громко говоря: „Благословите святий“. Когда обойдет все кельи, пономарь ударяет в другое било. В это время все монахи собираются к церкви. При ударении, наконец, в малое било входят и становятся на паперти с Игуменом…»
В службе каждому билу отводится свое место: «В будни дни для сбора в девятом часу ударяли в малое била, перед началом вечерни – в большое, затем в медное или железное, и уже после этого начиналась вечерня. Зов к полунощнице…били медленно до 50 раз. В это время братия пели полунощницу, по окончании ее ударяли в железное или медное било, и начиналась утреня. На всенощной ударяли три раза: перед началом – для сбора братии, перед шестопсалмием – для второго сбора… Перед Евангелием…» Эти уставные указания стали относиться и к колоколам, когда било уступило им место в церкви.
А в наше время на русской земле множество церквей и монастырей возрождается к жизни, и, не уступая колоколу, старое доброе било опять служит Богу и людям. Хотя формы его встречаются самые неожиданные – подвешенный пустой котел, баллон, кусок рельса, попавший под руку необработанный, но «поющий» кусок дерева. Трудно подниматься православной обители, а било дешевый инструмент, оно всегда выручит.
Составитель — Н.И. Кабанова
«О Царь-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках,
о биле и иерихонских трубах», Брянск, 1997 г.