Колокола в Церкви
Мы с вами знаем прекрасно, какое значение имеют для православной церкви колокола и колокольные звон, которые неизбежно сопряжены с наши богослужением. Мы знаем также, что эта традиция использования музыкальных инструментов в богослужении восходит еще к Ветхозаветным временам. Прообразом наших колоколов являются Ветхозаветные инструменты. Например, серебряные трубы, в которые трубили священники израильские при взятии Иерихона, и от звука этих труб рухнули стены. Мы знаем также, что трубы серебряные употреблялись и в богослужениях Ветхозаветного храма, давая знак верующим собираться на молитву и на жертвоприношения. Таким образом, христианская церковь хотя и не одобрительно относится к употреблению в богослужении музыкальных инструментов в отличии, например, от католицизма, где есть органы и даже оркестры, все же она отметила факт использования музыкальных инструментов в богослужении, и в молитве освящении колокола приводится такая интересная мысль, что Господь творит дивные чудеса не только посредством одушевленных тварей, ангела и человека, но и используя бездушные инструменты, через которые тоже может действовать благодать Божья. На этом основании единственным музыкальным инструментом, который используется в православной церкви, является колокол.
Главное предназначение колокола – созывать народ к молитве, напоминать людям о Боге. Я не знаю, сталкивались вы с этим в практике, но иногда колокольный звон людей раздражает. Это о чем говорит? Голос церкви звучит в нашем обществе обезбоженном и является пробуждением, обращением к человеческой совести, которую современные человек старается как можно глубже погрузить в сон, не слушать ее голос. А колокол как раз будит этот голос совести и напоминает человеку о Боге, побуждает его задуматься о вечности. Так же, как и храмы. Почему сейчас столько нападок на церковь именно из-за строительства храмов? Под разными предлогами: то в зеленой зоне построили, то в каком-то другом месте, кажется, не подходящем. Это то же самое. Один вид церкви является укором человеку, забывшему о Боге, и человек, у которого совесть в спящем состоянии, он не хочет этого пробуждения, он старается еще глубже погрузиться в сон, поэтому для него болезненны и вид церкви, и звон колокола.
Мы знаем, о глубокой традиции колокольного звона в русской церкви. Колокола на Руси звучали практически с самого ее крещения, особенно распространились с XIV века и мощно вошли не только в обиход церковной жизни, но и в общественную, и в гражданскую жизнь наших предков. Колокол звучал и в годину народных бедствий, испытаний, призывал к защите отечества, защите своих городов, семей. Не случайно поэтому в годы гонений один из первых ударов безбожной власти пришелся на колокола: их снимали, их переплавляли, их отнимали, их разбивали, их уничтожали.
Но вот пришло другое время – пришло время возрождения церкви. Вместе с церковью возрождаются и все те традиции и богослужебные, и бытовые, которые были прерваны сто лет назад. В том числе и колокольный звон. Людям пришлось хвататься за тончайшие ниточки передачи этой традиции. Не так много, насколько мне известно, письменных указаний на колокольный звон сохранилось. В основном передавалось все устно из поколения в поколение звонарей. Вот за эту тонкую ниточку ухватились люди, которые возрождают искусство колокольного звона на Руси, и в последние 25 лет мы видим результаты. Мы видим, что и благозвучные колокола появились, и научились отливать, здесь тоже традиция была потеряна, но все-таки научились отливать колокола, и даже очень большого размера, многотонные колокола. И сам звон, конечно же, возрождается у нас на глазах.