Орнаментация русских колоколов
Мастера-литейщики издревле уделяли особое внимание художественному оформлению больших колоколов. По надписям и иконам можно отследить историю создания колокола. Большие колокола всегда служили летописями, сохраняющими в себе упоминания о мастере-изготовителе, благотворителях, настоятеле и храме, где сей колокол несет свое послушание.
На малых колоколах орнамент и иконы не изготавливались, ведь даже небольшое утолщение стенки колокола ведет к изменению звучания, да и размер малых колоколов позволяет нанести на нем, пожалуй, только имя мастера и вес колокола.
Другое дело большие колокола, вес которых начинается от 25 пудов и ограничивается мастерством литейщика. Особыми примерами служат колокола Храма Христа Спасителя, Елеонского монастыря на Святой Земле и Данилова монастыря в Москве. Все эти подборы колоколов было поручено изготовить заводу Финляндского, который просуществовал вплоть до революции 1917 года. Уникальные колокола с удивительными барельефами были изготовлены мастером Ксенофонтом Веревкиным.
Вершиной литейного мастерства считается Царь-колокол, художественное оформление которого согласовывала императрица Анна Иоанновна.