Как ивановский студент–юрист стал звонарем главного собора города
Колокольня Успенского кафедрального собора в Иванове стоит в строительных лесах. Временно звонницу опустили непривычно низко, и понаблюдать за «работой» звонаря теперь не составляет труда. А звонарь здесь тоже необычный: совсем молодой юрист–бакалавр Сергей Витязев. РП в преддверии Пасхи побывала на колокольне и вникла в тайны звонарского мастерства.
Сергей встречает меня на территории храма. Кафедральным, то есть главным в городе, Успенский собор стал недавно. Здесь же располагается и епархиальное управление Ивановской митрополии, и мужской монастырь. Вовсю ведется благоустройство территории, ремонт строений. Постоянно шумит техника, снуют рабочие. Старинная колокольня, сложенная из темно–красного кирпича, который был в ходу сотню лет назад, резко выделяется на фоне других, белоснежных, строений: она напоминает греческий храм с колоннами.
– В будущем, конечно же, колокольня будет высокой, гораздо выше, чем сейчас, — говорит Сергей. — А пока звоним и так. Колокола не высоко, но звук все равно разносится далеко и хорошо слышен. Для тех, кто интересуется звонарским делом, это даже хорошо: звонарь находится близко, и можно посмотреть, как он действует руками, как извлекается звук. Это завораживает.
Летом Сергей станет дипломированным юристом. Говорит, что в храм стал ходить рано, в детстве. Это передалось ему от матери. Будучи беременной Сергеем, она стала регулярно посещать церковь, найдя там некое успокоение.
– Это был сложный период в жизни нашей семьи, — рассказывает Сергей. — Мы жили в селе в Рязанской области, шли тяжелые 1990–е годы, маму отговаривали рожать (я был поздним ребенком), со старшим братом случилось несчастье. И в этот момент она пришла в церковь. Чуть позже она стала нести кое–какую службу при храме, а я всегда был рядом.
Сергей, став постарше, тоже начал служить при храме. А когда там появилась колокольня, заинтересовался колокольным звоном и пытался звонить сам. Звон, как он сам признается, был примитивным, но вибрации колоколов показались мальчику волшебными. Каждый раз, поднимаясь на колокольню, он внутренне трепетал. Это был настоящий праздник. Когда ушел старый батюшка, а с ним и многие пономари, Сережа оказался лучшим звонарем в храме и с удовольствием занял это место.
Позже семья Сергея переехала в Иваново, и он стал прихожанином Успенского храма, который, как и многие храмы, только начинал восстановление после советского лихолетья. Некоторые здания (включая колокольню) были разрушены или пришли в упадок. В храмовом комплексе в предвоенные годы разместили сначала квартиры, потом, в 1950–м году, конторы «Ивгорэлектросети» (кстати, окончательно «выселить» предприятие с территории храма смогли только в 2003 году, хотя вопрос о возвращении комплекса РПЦ стоял с 1991 года). С 2007–го началось активное восстановление храма и колокольни.
Когда здесь установили временную звонницу, встал вопрос о том, кому доверить звонить. Сергей имел небольшой опыт звонарского мастерства, так что звонить пригласили его.
– Колокола на временную звонницу устанавливал специалист, который приехал к нам из Москвы, из мастерской Ильи Дроздихина. Его зовут Евгений Архипов, и он стал моим другом. И я стал у него учиться. Даже запись сделал, как звонить правильно, много тренировался. А кроме этих уроков (которые и уроками–то назвать сложно) я никогда не учился звонарскому мастерству. Можно сказать, самоучка. У меня даже последователи есть: я научил звонить своего друга, и теперь на звоннице мы служим попеременно. Кстати, я и детей учу звонить: моим подопечным сейчас от 8 до 11 лет. Но я не только звонарь, но и певчий архиерейского хора, а кроме того, веду занятия в воскресной школе при храме.
Самым сложным в колокольном звоне Сергей называет правильную координацию: руки и правая нога должны работать одновременно, причем выполнять трудносовместимые друг с другом движения. Идеальный звонарь должен уметь звонить так, чтобы каждая конечность как бы жила своей жизнью. Для некоторых это сложно. Сергей признается, что у него стало получаться почти сразу, но вот его старший брат, который тоже когда–то учился звонить, выполнял специальные упражнения. А вот музыкальное образование (которое, кстати, у Сергея есть), в звонарском деле не главное.
– Человеку со стороны кажется, что звонить очень просто. Что сложного? Взял в руки веревки (три в правую руку, это главное) и ударяй во все колокола, это же не фортепиано, где надо тщательно подбирать мелодию. Но когда начинаешь звонить, понимаешь, что мелодию составить не так–то просто. Если ударять абы как, ничего не получится.
По словам Сергея, звонарю обязательно нужно иметь чувство ритма, которое может заменять даже музыкальный слух. Мелодия там, наверху, в звоннице, подбирается в процессе звона. Двух одинаковых мелодий не существует, хотя у каждого звонаря есть свой «стиль исполнения»: кто–то играет быстрее, у кого–то звуки получаются глубже. Очень быстро схватывают и понимают суть музыканты–ударники. Сергей несколько раз приглашал друзей, которые играют на барабанах, и у них звонить получалось с первого раза.
На звонницу Сергей поднимается с улыбкой, предвкушая удовольствие от звона, который через несколько секунд разнесется по округе и заглушит привычный шум города. Небольшие колокола, которые закреплены на специальной балке, управляются цепочками. Несколько цепей объединены в одну связку, чтобы спектр звуков из разных колоколов можно было извлекать одной рукой. А два больших колокола, расположенных сзади звонаря, управляются специальными педалями. Движения Сергея на звоннице давно вошли в привычку: в правую руку он зажимает веревки, а левой рукой — попеременно то ладонью, то тыльной стороной — нажимает на натянутые цепи, которые приводят в движение еще несколько более крупных колоколов. Со стороны движения звонаря выглядят как своеобразный танец. А вся округа наполняется переливчатым, красивым звуком, который будто бы переносит слушателей на несколько веков назад.
– Правда ли, что колокольный звон обладает некими лечебными свойствами?
– Да, думаю, это правда. Здоровье у меня достаточно крепкое, я легко и быстро переношу болезни. Не исключено, что именно благодаря колокольному звону и пению в хоре: ученые выяснили, что люди, занимающиеся музыкой, как правило, меньше болеют. А в первое время, когда открылась звонница, к ней часто подходили женщины, вставали рядом сосредоточенные и «питались», «лечились» колокольным звоном. Смотрелось это очень забавно.
Колокольный звон, по словам Сергея, — это музыка вне времени. Она не подвержена моде и остается незыблемой на протяжении веков. Наверное, поэтому звон колоколов до сих пор не устаревает, и в XXI–м веке строятся новые колокольни и обучаются новые звонари.
– Это одна из наших вековых русских традиций, которая, слава Богу, не уходит в небытие. Колокольный звон — это всегда интересно. Кстати, есть такая традиция: после Пасхи храмы на целую неделю открывают свои колокольни и позволяют звонить всем желающим в честь великого праздника. В течение семи дней будет открыта и наша звонница, так что каждый, кому нравится колокольный звон, может попробовать себя в качестве звонаря.
http://ivanovo.rusplt.ru/index/muzyika-vremeni-24338.html