Пятница, 29 марта 2024

Рождение колоколов

Как и многие инженерные решения, форму колоколов подсказала сама природа. Их пытались сделать еще до нашей эры квадратными, их ковали, клепали, но чистого звука все же не получалось, пока епископу Павлину не пришла в голову идея повторить форму цветка. Полевой колокольчик попробовали отлить в бронзе. Получилось так удачно, что за 20 веков человечество не придумало более удачной формы.

С тех почти ничего не изменилось: технологии и рецепты остались прежними, преобразились только инструменты и условия труда. Впрочем, на этом заводе очень атмосферно, он больше напоминает ремесленную мастерскую, чем современное производство. Здесь до сих пор соблюдают древние традиции.

Казалось бы, нет ничего проще, чем изготовить колокол, ведь по форме он очень напоминает перевернутую чашу, но на самом деле это сложный музыкальный инструмент, при его изготовлении важно рассчитать с десяток математических формул. Например, каждый такой радиус определяет тональность. Малейшая арифметическая ошибка, и колокол будет ухать, а не звенеть.

Представьте, многотонный бронзовый исполин должен попадать в нужную ноту точно так же, как невесомый смычок скрипки. Его голос зависит от трех параметров: изгиба формы, диаметра, так называемой юбки, и веса изделия. С помощью специальных таблиц мастер определяет, какое звучание должно быть при заданных размерах. Форму колокола определяет стержень – это кирпичная кладка. Ее обмазывают пастообразной смесью. Когда застынет, образуется керамика. Чтобы не рассыпалась, ее обжигают. Так получается внутренняя поверхность изделия.

Самая кропотливая работа закончена. После модель накрывают металлической формой, она немного больше, чем сам колокол. Это нужно, чтобы в образовавшийся зазор залить керамику. Когда застынет, она в точности повторит мельчайшие детали изображений. После воск уже можно расплавить, он нам больше не пригодится.

Постепенно цех заполняется запахом расплавленного металла. Сегодня, как и много веков назад, колокола отливают из бронзы, самого звонкого сплава. Сначала в печь загружают медь, она дольше плавится, затем олово. Кстати, эта печь, как и многое на заводе, сделана руками рабочих. Специальное оборудование обошлось бы в миллионы долларов. От разорения спасла, как в сказке, русская смекалка. Если приглядеться, это не что иное, как вагон-цистерна, выложенная внутри огнеупорным кирпичом. Вязкую жидкость перемешивают березовым колом, тоже по старой технологии. Здесь говорят – дразнят металл. Настает время самого завораживающего этапа.

Форма постепенно наполняется раскаленным сплавом. Литейщики не торопятся, а сдерживают поток, чтобы залить равномерно. Как только бронзовая смесь остынет, железный колпак снимут, и колокол начнет остывать. После останется очистить поверхность от пригара и убрать дефекты.

От заливки до первого звона в храме может пройти несколько месяцев. Стандартная звонница – это 7 колоколов, уже достаточно, для того, чтобы собрать православный трезвон.

Большие колокола слышно на километры, это зависит от рельефа местности и направления ветра. Надо признать, что в XXI веке колокола не настолько звонкие, как в старину, и причина вовсе не в качестве литья. Голоса теряются в лабиринте улиц, их заглушает шум города.

Звук колокольчика сопровождает человечество на протяжении всей истории. Можно сказать, это один из самых первых музыкальных инструментов.

Телеканал «Россия»,
Анна Андреещева