Вечерний звон
«Вечерний звон, вечерний звон, как мною дум наводит он..,».
Невозможно представить себе Русь без колокольного звона. Колокол звучен не только за богослужением. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были «метельными», «вечевыми», «осадными», «позывными», «ратными». Не случайно, звоны стали излюбленной темой для музыкального и литературного творчества на Руси.
Колокольный звон всегда вдохновлял великих композиторов. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя». В этих произведениях, в нашей музыке — духовной или светской – отражена сама сущность русской души. И в патриархальную допетровскую эпоху, и в изменившейся по воле царя-реформатора России, вера оставалась той главной духовной скрепой, которая объединяла русский народ, подвигала его на великие свершения.