Звоны на Светлой в Кемерово
Мерило времени, средство оповещения и музыкальный инструмент. Речь идет, конечно же, о церковных колоколах. Испокон веков их звон вселял в сердца наших предков радость или скорбь. Столь же стара пасхальная русская традиция, допускающая к колоколам в честь праздника всех желающих. Ведь не зря перезвон называют молитвою в бронзе.
Еще в XVII-XVIII веках каждый желающий мог себя попробовать в роли звонаря на Пасху, подняться на колокольню и помочь звонарю опытному. Учитывая, что в уставах богослужебных предписывается совершать звон целодневный, то есть с утра до вечера, один звонарь не мог справляться, поэтому он набирал себе помощников.
Русский колокольный звон строится на ритмической основе. Главный темп задает большой колокол, а в него вписываются средние и малые. Иногда звонари вплетали в ритмическую основу мелодии. Классический набор подразделяется на три группы: правой рукой звонарь управляет верхними, самыми маленькими, зазвонными колоколами.
«Колокол – инструмент чуткий и очень хрупкий» – рассказывает звонарь Игорь Морозов. Отливают этот инструмент так, чтобы язык без дополнительного усилия извлекал из колокола звук. Его, как живое существо, нельзя бить, он будет хрипеть и кашлять, но не запоет.
Теперь Игорь с нетерпением ждет окончания строительства Сретенского храма, где он и будет трудиться. А пока он приходит сюда, в Знаменский собор, чтобы не потерять навыки.
Пасхальную неделю или Светлую Седмицу часто называют временем рождения звонарей и смерти колоколов. В эти дни многие открывают в себе тягу к радостному перезвону, а умирают колокола от того, что народ ударяет со всей силы, разбивая хрупкий инструмент. Отреставрировать их нельзя, только перелить, сделать новые.
После окончания Светлой Седмицы Кузбасс может пополниться огромным количеством не то чтобы профессиональных звонарей, но больших любителей пасхального перезвона.