Четверг, 12 декабря 2024

Искусство колокольного звона передает глубокую скорбь и торжество церковного богослужения

В основе колокольного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, знанию звукоряда и владению техникой исполнения, благодаря молитве и личному мировоззрению, может передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество церковного богослужения.

Кафедральный собор в строительных лесах – ведется кропотливая работа, все должно быть идеально, в том числе и колокольный звон.

Основной критерий хорошего колокола, хорошего звона – это то, что колокол долго держит звук и звучит широко. Многие колокола, отлитые в начале 90-х годов XX века после удара практически не имеют звучания.

Илья Дроздихин – известный московский звонарь, руководитель Школы Церковных Звонарей, приглашенный эксперт их столицы дает свою оценку колокольне собора Ростова-на-Дону: «Колокольня находится в хорошем состоянии. Сама по себе кладка и стены, они, конечно, очень достойно сохранились и их можно спокойно нагружать в том числе и большими колоколами. Те колокола, которые сейчас здесь размещены, требуют реорганизации. Часть из них хорошо звучит, их стоит оставить в будущем наборе. Естественно, этот набор нужно дополнить и расширить звукорядом новых колоколов, которые гармонично дополнят старые».

Качество звучания церковного колокола складывается из следующих основных характеристик – чистота основного тона церковного колокола, тембр, громкость и продолжительность звука, созвучие колоколов между собой и в наборе, их подвеска и настройка. Также очень важно, чтобы звонари были людьми нравственными, живущими жизнью церкви, а не просто обученными музыкантами.

Илья Дроздихин продолжает свой рассказ: «Был бы нонсенс, если бы на колокольне работали не верующие люди, поэтому основной критерий – это воцерковленность. Конечно, звонарь должен обладать чувством ритма. Это естественно, потому что наш церковный звон, в отличие от иностранных звонов, ритмичный, в его основе лежит ритм. Многие звонари сравнивают колокольню с барабанной установкой».

Четырехъярусная колокольня кафедрального собора возводилась с 1875 по 1887 год, высотой она 75 метров. Благовест ее шестнадцатитонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. Сегодня богатство звучания – необходимая составляющая главной колокольни Ростова.

Колокольный звон служит для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество церкви. В чине благословления колокола сказано «яко да ви слышащие звенение его, или во дни, или во нощи, возбудятся ко славословию имени святого Твоего».

Марианна Баштовая,
Новости Ростов-на-Дону