Музей православных колоколов
Музей колоколов уникальный в своем роде. Он освещает историю колокольного звона с древних времен, с ее истоков, это IV века, время правления Константина Великого, расцвет Церкви. И в этот период появляются первые храмы, первые монастыри в Египте, в Палестине, в Риме, и звучит церковный призыв. В начале христиане использовали трубы, деревянные доски, которые называли раньше тако, сейчас называют их било. Это все были предшественники колоколов.
Первые колокола появились еще до нашей эры. Об этом нам известно благодаря находкам археологов, которые были сделаны в Египте и на территории, на которой в древние времена находилось Сирийское царство. Точно сказать, когда колокола начали использовать во время христианских богослужений, нельзя. Мы знаем, что произошло это не позже VII века. Спустя еще два века колокола появились в христианских храмах по всей Европе. Тогда их делали из сплава меди и олова.
По преданию на юге Италии в конце IV — начале V века жил епископ святой Павлин Милостивый. Ему во сне явились ангелы, которые взяли в руки полевые цветы колокольчики и стали нежно звонить в них. Этот необыкновенный по звучанию красивейший звон настолько тронул сердце Святого Павлина, что вернувшись в свой монастырь, он позвал мастера медный дел и вместе с ним разработал форму колокола, и появились в скором времени небольшие колокола.
На Русь колокола попали в X веке после принятия христианства, завозили их в основном из Западной Европы. Тогда колокола были редкостью.
До сегодняшнего времени существует традиция ударения в деревянные била наравне с колоколами на Афонской земле, в Святой земле, в Болгарии, Греции, Сербии. У нас в России в некоторых местах и колокола звучат и деревянные била.
Со временем в нашей стране наладили производство колоколов. Особенно славились московские мастера, ведь именно в первопрестольной был открыт Пушечный двор, где лили и пушки, и колокола.
Москва всегда славилась звонами, множество церквей, множество прекрасных звонарей было на нашей земле. Была даже такая пословица «В Москву приехать – хлеба-соли покушать, красного звона послушать».
Русские литейщики оказались невероятно способными учениками, и в каком-то смысле даже превзошли своих учителей с Запада. Ведь на Руси сложился особый способ звона, от западно-европейского он отличался тем, что раскачивать приходилось не весь колокол целиком, а только его язык. Именно это позволило впоследствии создавать колокола, поражающие своими размерами.
При царе Иване Грозном появляются большие благовестники. 2 200 пудов при нем появляется колокол, он становится не только самым большим среди всех русских колоколов, но и самым большим среди европейских.
При царе Алексее Михайловиче отливали колокола 8 000 пудов, и затем гигант 10 000 пудов был отлил мастером Александром Григорьевым.
Очень интересно название получили части колокола. Отверстие, за которое он подвешивается, называется уши, днище называется сковородой, а верхнюю часть именуют плечами. Отношение к колоколам на Руси всегда было особым, им, как людям, давали собственные имена. Кстати, за провинность колокола могли наказать. Именно так произошло в 1593 году в Угличе. Колокол, который возвестил о смерти царевича Дмитрия, отправили в ссылку. До 1917 года в нашей стране звонило около 1 000 000 бронзовых колоколов. После изменения политического строя их постигла незавидная судьба: колокола снимали с церквей и отправляли на переплавку. Избежать этой участи удалось немногим.
Этот музей уникален еще и тем, что здесь всем посетителям разрешают звонить в колокола. Исполнить простую мелодию может любой желающий. А еще экскурсоводы дадут вам послушать разные виды звонов, которые существовали на Руси.
Подробную информацию о музее колоколов можно найти на сайте: http://bellschool.ru/museum