Вторник, 21 мая 2024

Вознесенский собор города Звенигорода

Сам Звенигород маленький, с населением всего в 14 000 тысяч человек. Расположенный на берегах Москвы реки и в 46 км от российской столицы, Звенигород был основан в 1152 году. Но на протяжении нескольких веков главным храмом города был Вознесенский собор. В этом месте с XVI века, а скорее всего, и раньше, был деревянный храм Вознесенский, который в конце XVIII века был разобран за ветхостью. И началось строительство каменного храма. В 20-е годы из церкви сделали гараж . В 41-ом ее разобрали на кирпичи, чтобы построить баню и дорогу, как рассказывает отец Александр. По милости Божией, я так считаю, что иначе нельзя объяснить это обстоятельство, это место не было ничем застроено. Хотя оно одно из самых живописных в Звенигороде, такой вид здесь мало где можно найти. Так здесь появился новый Вознесенский собор, а с ним и большая звонница. Количество колоколов на звоннице определяется обычно умением звонаря. Но на этой звоннице все вышло с точностью наоборот: сначала здесь повесили колокола, а уже потом появился тот, кто умеет в них звонить. Звонарь Александр Докучаев, учась в семинарии смотрел на колокольню и думал «Как здорово научиться звонить этому великому делу»,– вещать людям о благой вести,  о начале службы. По функциональному признаку колокола делятся на три группы: это зазвонные колокола, как правило, они самые маленькие и воспроизводятся правой рукой; вторые колокола – это подзвонные, это средние колокола в основе всего звона; и третья группа: благовестники или основные колокола, их здесь три. Чтобы звонить по великим праздникам в большой колокол весом в пять тонн Саше нужно перебегать в другую башню, а если есть помощник, можно звонить и из этой.  За колоколами он следит сам, но чистить их нужно очень осторожно, иначе изменится звук, объясняет звонарь. Все колокола для Вознесенского собора отливали в 1990 году мастера по крупицам воссоздали технологию литья, утраченную в начале XX века. Кроме печей, их теперь не приходится вручную доводить до температуры в 1100 градусов, все как раньше. Колокольная бронза, это сплав почти 80% меди и около 20% олова. К примеру, в бронзовых скульптурах 5-10% олова, они крепче колоколов, но не звенят.  Колокол должен быть и звонкий, и крепкий, избыток олова делает его хрупким. И вот в том, как правильно соединить эти металлы кроется секрет литья, но мастера его никому не раскрывают. Лекала бывают разных размеров от больших до маленьких и совершенно разных форм! Именно такое вот лекало придает форму будущему колоколу. Болванку, как говорит формовщик, или фальшивый колокол, как называют его художники, делают из глины. Затем поверхность выравнивают лекалом, нанося слой за слоем специальный состав. Пока колокол сохнет, кипит работа у художников. Разогретый жидкий воск разливают на уже приготовленную форму и заполняют ее, чтобы не было никаких пустот, и дают ему остыть. Орнамент и маленькие иконы художник Анатолий делает сам, типография снабжает древнерусским алфавитом, а иконы на большие колокола создает скульптор. Теперь можно украшать колокол. Иконы и орнамент из технического воска, цвет его значения не имеет, накладывают на тело или юбку колокола, просто прижимая пальцами, на заводе используют старинные орнаменты, которые делали в течение нескольких веков.

Моя планета