Четверг, 18 апреля 2024

Я влюбился в колокола. Памяти звонаря Владимира Машкова (2.II.1907 – 28.II.2001)

Памяти замечательного звонаря Владимира Машкова.

О таких людях, как Владимир Иванович Машков, вспоминаешь с радостью. Свою удивительную любовь к колоколам и колокольному звону он пронес через всю свою жизнь, а прожил он 93 года.

Это его увлечение началось еще с детства, он рассказывал: «Когда мне было 4 года, я со своей няней поднялся впервые на колокольню в подмосковном дачном поселке Клязьма. Няня ударила в колокол, а я испугался и заплакал. Второе мое посещение колокольни было в храме Ивана Великого в Кремле. Третий раз я оказался на колокольне в Елохове, где мы были прихожанами. Я влюбился в колокола».

С 1920 года в течение десяти лет отрок Владимир звонил на колокольне Елоховского собора, способствовало ему в этом то обстоятельство, что дом его родителей находился в 50-ти шагах от храма, на Ново-Басманной улице, и то что его любовь к колоколом была известна окружающим: еще будучи совсем мальчишкой, он развешивал кастрюли и ведра на деревьях и подражал колокольному звону.

Семья Владимира была верующая. Отец – выходец из бедной семьи безземельного крестьянина села Большое Алексеевское Коломенского уезда Глебовской волости. В 11 лет приехал он в Москву, работал на фирме «мальчиком», чистил служащим ботинки, был очень трудолюбив, умен, усидчив, стремился к знаниям, поэтому, закончив бухгалтерские курсы, стал счетоводом, а затем известным купцом, долгие годы ведавшим продовольственным снабжением МХАТ.

Удивительно то, что Владимир звонил почти ежедневно, созывая народ на службу, а на двунадесятые праздники зачастую пропускал занятия в советской школе, от бдительных стукачей его хранил Господь. Как он вспоминал: «Пронесло, и слава Богу».

Владимиру доводилось не раз трезвонить проезжавшему мимо Елоховского собора патриарху Тихону. Звон его был радостный, веселый. Однажды его представили святейшему, он благословил Владимира и улыбнулся, «а когда он улыбался, мне казалось, солнышко сияет, светлее вокруг становится».

Звонарем Владимир Иванович работал всю жизнь, но эта специальность не могла прокормить его и его семью. Поэтому был он и чертежником, и конструктором в КБ, и работником треста.

После окончания Великой Отечественной Войны, когда звон в храмах разрешили Владимир Иванович опять вернулся к любимым колоколам, звоня в Преображенском соборе. Характерными особенностями его звонов были соразмерность, органическое единение с богослужением, виртуозность, умение сделать вовремя паузу. 15 лет звонил он в соборе вплоть до того времени, как по указу Хрущева храм взорвали.

Однако, талант старейшего звонаря Москвы опять был востребован – уже в Ново-Девичьем монастыре, где он звонил более 30 лет.

«Звонарь – это не профессия – это дар Божий. У меня ведь музыкального слуха-то совсем нет, и нотной грамоты не знаю, а как звонить, знаю».

Владимир Иванович имел многочисленных учеников, среди которых известные звонари Москвы и России, но не мог назвать их точное количество. Их было ни 1 и ни 2 и ни 15 – это точно. Был ярым сторонником традиционных звонов, простых, каноничных, но и не делал их примитивными.

Скончался Владимир Иванович 28 февраля 2001 года. Серьезных записей его звонов не сохранилось, остались лишь разрозненные записи звонов.

Так и остается в памяти этот скромный, добрый, отзывчивый, мудро-спокойный, приветливый человек – «Звонарь Божией Милостью Владимир».

Владимир Иванович Машков награжден орденом Сергия Радонежского III-степени.

из интервью «Независимой газете»
19.06.93 г.