Колокола Соловецкой обители
Это место, которое отмечено великими подвигами многих поколений монашествующих. Но вместе с тем и место трагическое, где был один из самых сложных и жестоких лагерей, где многие наши соотечественники – иерархи, священнослужители, монашествующие пострадали. Наша задача, чтобы вернуть обители и ее духовное значение, но главное – вернуть благолепие монастырским храмам. Чтобы паломники имели возможность приезжать в эту святыню для того, чтобы помолиться здесь, на месте одной из русских голгоф, где пострадали за веру и правду многие наши соотечественники.
8 ноября 2005 года у наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа на подворье в Москве собралась группа активистов попечительского совета. 570-летие основания обители. 500-летие рождества святителей Филиппа митрополита Московского и игумена Соловецкого. 90-летие восстановления патриаршего управления на Руси. И 15-летие возрождения иноческого служения в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре. Отныне эти даты станут частью истории рождения колоколов. Очень важной для собравшихся была и дата приближающегося 70-летия со дня начала массовых репрессий. Тема подвига новомучеников и исповедников российских, жизни свои отдавших в годы лютых гонений за веру православную, волновала всех участников проекта.
Подготовительный этап работы над проектом по восстановлению звона начали с изучения исторического наследия, сохранившегося в архивах. Были проведены расчеты акустического строя звучания нового комплекта и предложено три варианта набора колоколов в различных гармонических тональностях звучания. Известно, что выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин воспринимал гармонию звуков в виде различных цветов. А тональность до-мажор отождествлял с чисто белым, светящимся изнутри светом. Он говорил: «Именно этот свет побеждает и прогоняет тьму, торжествуя над ней своей победой». Этот свет для Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря является основой, так как 19 августа в Престольный праздник обители в честь преображения Господня. По древнему уставу церкви полагается служить священникам и диаконам, облачившись в серебристо-белые одежды, которые символизируют нетварный свет Преображения. Наместник монастыря, архимандрит Иосиф, благословил отливать набор колоколов именно в этой тональности.
Ранее на Руси мастерство колокольного литья достигалось опытным путем. Мастер слушал готовый колокол, и если что-то не нравилось менял, а что понравилось хранил. Так постепенно накапливались традиции и секреты производства, позволявшие русским мастерам отливать колокола с удивительным звучанием.
Исторические колокола являются образцом для нынешних мастеров. Сегодня профиль колокола рассчитывается с помощью компьютера. Программа математического моделирования позволяет получить звук будущего колокола. Основой для создания программы послужили собственные изыскания специалистов в области истории колокольного дела, изучение профилей исторических колоколов не только на территории России, но и других стран. Объем информации для расчета звука колокола таков, что для получения начальных десяти звуковых частот, компьютеру необходима считать восемь часов. На самом деле для получения слышимых десяти частот просчитывается около пятидесяти частот. Не все частоты выходят на поверхность, некоторые будут присутствовать в качестве муара.
У звонарей есть такое понятие – благозвучность колокола. При ударе в колокол должен звучать букет тонов, причем каждый тон должен гармонично сочетаться с другим и достаточно долго звучать. После обработки информации компьютером специалисты слушают получившийся звук и, если звук их не устраивает, то корректируется профиль. Затем процедура по расчету повторяется, и так до тех пор, пока голос колокола не станет соответствовать задуманному. После этого выдаются размеры. И миллиметр в миллиметр делается профиль. Работа поистине ювелирная: если на колоколе в пять тонн будет ошибка в пять миллиметров, то расхождение звука даст полтона. По рассчитанному профилю создаются литейные формы. Литейная форма собирается из двух частей: для внутренней поверхности делается болван с поверхностью из керамики; для внешней поверхности делают керамическую форму по его наружному размеру. На нее накладывают восковые украшения, буквы. Это называется нарядкой.
Для создания объемных изображения скульптуру и барельеф сканируют трехмерным сканером. По полученной трехмерной модели лазер вырезают форму из пластика или резины. Затем готовые формы заливают расплавленным воском и получают надписи, фигуры. Эти элементы узора аккуратно наклеивают на керамику с помощью паяльника. Полученную таким образом заготовку наряженного колокола доводят до совершенства с помощью инструментов, которыми пользуются скульпторы. По наряженной заготовке делают керамическую реплику, которая будет служить для формирования внешней поверхности при литье. Литейные формы очищаются, продуваются, выжигаются и прогреваются накануне отливания колокола.
Остывание металла должно происходить с заданной скоростью. Это важный параметр процесса литья. Печи разогреваются целую рабочую смену, расплав меди доводят до нужной температуры, для получения бронзы добавляют олово, помешивая расплав березовыми кольями. Когда расплав бронзы готов, его выливают в литейные формы. Кипящая медь заполняет лоток и течет огненной рекой. Раскаленный металл в керамической форме обретает свое тело.
Рождение колокола традиционно сравнивают с рождением ребенка, да и сам колокол описывается словами, подходящими к человеку: плечо колокола, юбка, ударный пояс, уши, корона, язык. Каким родится колокол, не знают точно даже опытные мастера. Многое влияет на результат: соотношение олова и меди, качества сырья, температура расплава, литейные формы, погода, влажность, время года, даже день недели и время суток – от всего этого зависит, как выстроиться нерегулярная структура и каким будет голос колокола.
После остывания металла до нужной температуры выбивают болван, если это не сделать вовремя, то остывшая бронза сядет и разорвется. Выждав немного, снимают внешнюю часть литейной формы. И, как ребенка после рождения моют и одевают, так и колокол чистят, удаляют частицы шлака и оклин, прочищают узоры-буквы, шлифуют, чтобы колокол предстал во всей красе.
Первый удар колокола, первый звук подобен первому крику ребенка: сначала вздох, потом звук звонче, легче, снимается напряжение металла, которое образовалось при литье. Колокол обретает свой голос. Акустическая аппаратура записывает звук, анализирует частоты, сравнивает с данными предварительного моделирования, с данными других колоколов.
Отливка комплекта колоколов начинается с большого колокола. Только после проверки его звука приходит очередь младших братьев, их подстраивают под голос старшего. Литье большого колокола трудоемкая работа. Литейные формы собираются во дворе завода в бетонной круглой яме, над ней – раздвигающаяся крыша. Здесь же находится большая печь, способная наклоняться для слива расплава. К нарядке большого благовеста приступили на день памяти Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Нарядка большого благовеста не простое дело, как над большим скульптурным монументом работает мастер, создавая произведение искусства – новый колокол.
К отливке большого благовеста приступили рождественским постом 21 декабря 2005 года. Добрые начинания православных невозможны без молитвы. И литье большого колокола заводчане начали с молебна на начало богоугодного дела, испрашивая благословения у Господа.
От печи к литейной форме смонтировали желоб для расплава. Огромная печь прогревалась для нужной температуры целый день. Березовыми кольями помешивали расплав меди, добавляли олово, поверхность расплава меняла цвет, опытные мастера внимательно следили за оттенками, анализируя происходящее и дожидаясь того единственного момента готовности, который даст наивысшее качество колокольной бронзы.
Сам процесс длился 16 минут, но сколько месяцев напряженной работы было до этого. Событие собрало множества народу, пришли рабочие завода и члены их семей, представители городских структур, пресса и телевидение. Зрелище было незабываемое. Ночь, огонь, снег и жар, гудение огромной печи и пение молитв.
По молитвам Пресвятой Богородицы и Соловецких святых многомесячный труд был вознагражден: при приемке большого благовеста и анализе акустических частот фонограммы, неожиданно обнаружилось, что он голосистее своих собратьев, больших колоколов, отлитых ранее.
Соловецкий благовест отливался зимой, остывал он и приобретал звонкую структуру во время Крещенских морозов, что дало возможность бронзе сильнее закалиться. Эскизы по наряду и убранству каждого колокола рассматривал лично архимандрит Иосиф, вносил предложения, а затем благословлял.
Все колокола отличаются индивидуальным орнаментом, декором, но образ тернового венца как лейтмотив помещен на каждом колоколе набора. Весь же комплект вмещает память о великой истории Соловецкого монастыря за 570 лет его существования. Память о недавнем прошлом и настоящем.
Погрузка продолжалась трое суток. Колокола взвешивали, проверяли звучание, оформлялись путевые документы. Комплект состоит из 23 колоколов общим весом около 32 тонн. Самый большой – благовест весом 14 тонн, самый маленький колокол трельной группы весом 3 килограмма.
Единый комплект колоколов подстроен под остальную тональность до-мажор и перекрывает собой диапазон звукоряда в четыре с половиной октавы: от ноты до первой октавы до ноты соль четвертой октавы.
Впервые за последние четыреста лет в истории колокольного литья в России мастерами литейного дела изготовлен уникальный по звуку единый набор колоколов.