Четверг, 28 марта 2024

Колокола Спасской башни – самый «звонкий» памятник российской истории

142 миллиона человек — население сегодняшней России — знают, что Новый год начинается не с ёлки и оливье, а с боя курантов на Спасской башне Кремля. Как возникла эта традиция и почему музыкальный «организм» спасских колоколов стал предметом научных исследований?

Новогодний бой Кремлевских курантов впервые прозвучал по радио в 1923 году, потом традиция переместилась на телевидение. Но что за колокола отсчитывают последние мгновения до наступления Нового года? Их история – это отражение вкусов российских правителей и зеркало эпохи. Они над курантами, на высоте 35 метров. Звонильный ярус, словной музей колоколов. Они хоть и из разных эпох, но все в рабочем состоянии. Этот, такой знакомый и родной, фирменный перезвон Спасской башни, часы отбивают каждую четверть часа, на самом деле просто последовательный перебор девяти колоколов, появился в 38-ом году, когда на Спасской перестали играть мелодии.

В полдень и в полночь куранты играют лишь несколько тактов российского гимна.

Для стройного и мелодичного звучания нынешнего набора колоколов не хватает. До революции куранты могли исполнять две мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского и «Боже царя храни». Молодая советская власть дала приказ перенастроить колокола на мотив «Интернационала» и революционного гимна «Мы жертвою пали».

В основном колокола, которые мы сегодня слышим, это произведения Семена Мозжухина, любимого литейщика Екатерины. Главный, 135-пудовый, до сих пор отбивающий каждый час, создан по правилам церковного литья, так же, как и остальные творения Мозжухина. С иконами Богоматери, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца на внешней стороне они разве что безъязыкие, хотя крепления для языков у них есть. Получается, что в советскую эпоху люди, трепещущие перед звуками курантов, отдавали дань обертонам церковных колоколов. За гармоничное звучание которых сегодня борются специалисты.

Телеканал «Культура»