История Вятских Колоколов
В отделе по литературе и искусству в областной библиотеке имени Герцена собрались люди разных возрастов и профессий. Но всех объединяло одно — глубокий интерес к истории Вятских колоколов и поддужных колокольчиков. Собрались не без повода, хотя про событие, произшедшее 25 лет назад, теперь почти никто не знает и не помнит. Но именно оно стало отправной точкой в изучении и популяризации истории российского и вятского колокольного литья. В октябре 1982 года в Москве по инициативе Академии наук прошла конференция, посвященная теме колоколов.
Впервые уникальный материал именно о Вятских колоколах был показан на конференции в Академии наук. В итоге, в свет вышла книга «Колокола. История и современность». Выход книги тем более удивителен, что в то время для советской власти колокола не представляли из себя исторической или духовной ценности и рассматривались скорее как стратегический ресурс цветного металла. Еще несколько лет забвения и большинство творений вятских мастеровых литейщиков благополучно перековались бы в запонки и шпинголеты.
Поддужные колокольчики представленые на выставке в библиотеке Герцена — это младшие братья церковных больших колоколов, все начиналось именно с них. Для православного человека звон колоколов или благовест — это нечто большее, чем просто гармония звуков. Это целый язык звуковых знаков и символов.
Кто-то в поле работает, кто-то дома сидит, услышали благовест — сразу бросают поле, а кто не может, тот бросает вилы, на колени встает, молится.
Поэтому лили русские мастера колокола попостившись и помолившись. Очень проникновенно и точно отливка церковного колокола показаны кинорежиссером Андреем Тарковским в фильме «Андрей Рублев». Помимо духовной роли колокола и особенно их гигантские размеры могли подчеркивать мощь и величие государства, отлившего чудо-колокол. Таким элементом государственного пиара, возможно, являлся Царь-колокол.
Если история колоколов насчитывает несколько тысячелетий, первый колокольчик появился в Китае более чем 4000 лет назад, то история поддужных, почтовых колокольчиков начинается с XVIII века. Несмотря на такой небольшой по меркам истории возраст, русские почтовые колокольчики — уникальное явление в мировой культуре. Нигде в мире ничего подобного не существовало. В Европе пользовались почтовыми рожками для того, чтобы извещать прибытие повозки на почтовую станцию. В России такой вариант не прошел — дуть в медный рожок при тридцати градусах мороза удовольствие сомнительное. Поэтому появление колокольчика стало для ямщиков настоящим спасением. Считается, что бронзовое почтово-колокольное литье зародилось на Валдае.
Изготовлением колокольчиков занимались и в Елабуге, и в Рязани, и в Кунгуре, во многих городах вдоль почтовых трактов. Особенно литьем был знаменит город Слободской Вятской губернии. В 80-е годы интерес к колокольной теме появляется не только в Академии наук СССР. Все больше людей привлекали красивые и звонкие изделия дореволюционных мастеров. Не прошло мимо этой темы телевидение. Так уже в 1984 году в эфире кировского телевидения выходит передача «Сказки старого города». Ее создатель и автор Тамара Копанева и режиссер Гертруда Якушевич в форме телеспектакля создают образ основателя известного на всю Россию завода по литью колоколов Никиты Бакулева.
Благодаря слободским мастерам Вятская губерня входила в пятерку лидеров по литью колоколов. В год выпускалось литейной продукции на 300000 рублей. И это при цене от 20 до 70 копеек серебром за один колокольчик. Даже по меркам Российской империи размах нешуточный. Проблем со сбытом никогда не было — ценили на Руси вятский малиновый звон.
Сколько же верст под эти звуки проехали вятские мужики до Москвы — матери городов русских, до Питера, а до Сибирских просторов? Как писали тогда мастера на своих колокольцах: «Звону много, веселей дорога». Теперь много говорят и пишут о колоколах, возвращают утраченные из-за границы. Над церквью поднимают вновь отлитые колокола. Колокольно-литейный промысел начинает возрождаться. События, произошедшие 25 лет назад, явились провозвестником нынешнего возрождения. И своеобразной точкой отсчета стала вышедшая в свет в 1982 году книга, где интерес к колоколо-литейному промыслу обрел научную форму. Огромный материал стал основой работ не только историков, но и физиков, которым удалось доказать, что русский колокол имеет параметры золотого сечения. Состав сплава обеспечивает формулу звучаний, и это вам не Леонардо да Винчи, это наши вятские мужики придумали и сделали на радость себе и нам.
Теперь в городах принято ставить памятники вещам, отражающим основные черты жизни в старину. Где-то сибирский пельмень, где-то огурец, в одном из городов поставили памятник медному пятаку. Почему бы и нам не увековечить достижения своих предков? Памятник вятскому колокольцу может напоминать нам об успехах вятских мастеров, о их высоком художественном вкусе и стать еще одним местом паломничества для туристов.
ГТРК «ВЯТКА»