Протоиерей Константин Харитошкин. Разговор о колокольном звоне
Даже в самые страшные советские годы были открытые храмы. Приедешь в Лавру, придешь в Новодевичий монастырь, и слушаешь звон. Пусть звонницы многие были разорены, но сохранялись звонари, которые передавали свое умение, у них появлялись какие-то энтузиасты, которые слушали, как они звонят, сами помогали на колокольне и тоже обучались – преемство сохранялось, хоть и в таком уже остаточном количестве.
Были музеи, например, Ростовский музей, храмы, звонари ростовские, которые прямо от музея обучали колокольному звону. Но все равно, конечно, это было уже не то что на Руси Святой до закрытия храмов.
Милостью Божьей поменялось время промыслительным образом и вдруг, как я всегда думал: начни храм восстанавливать, а уже и церковных архитекторов нет, резчиков нет, как иконостасы резать, а как иконы писать, как в колокола звонить. Но как только появилась возможность, стали открываться храмы, Господь воздвиг людей, школы целые создались и иконописцев, и резчиков по золоту, и архитектура церковная возрождается милостью Божьей и талантами и трудами людей верующих. И такое искусство как колокольный звон, слава Богу, оно и не уходило из жизни, сейчас мы уже привыкаем и не особо задумываемся, какую это создает атмосферу просто для людей, верующих или не верующих.
Входит в жизнь русских людей колокольный звон. Это удивительный звук, не какая-то сирена, а удары мелодичные. Тем более традиции русского колокольного звона совершенно уникальные, потому что мы знаем, в других церквях другая традиция звона, иногда более простого. Поэтому, слава Богу, что храмы возрождаются, что появляются люди, а их много появляется, которые хотят учиться звонить. Вообще сословие звонарей, гляжу, это удивительные ребята, девчонки, юноши, мужчины, женщины, которые просто хотят участвовать в жизни Церкви. У всех есть возможность тем или иным образом участвовать в приходской жизни. Но еще очень многих призывает колокольный звон, который они слышат.
Храмы призывают участвовать в церковной жизни, обучаясь церковному звону, чтобы позвонить в праздничные или буднишние дни, призывая людей на богослужение, прославит тем самым праздник. Очень радостно за людей, которые откликаются, приходят, учатся, желают участвовать в делах колокольного звона, помогают колокола лить, отзываются сердца людей.
И старые храмы, и монастыри сейчас меняют звонницы, они не остаются без голоса такого удивительного. Как вот пел отец Роман покойный с отцом Алексеем, что как примирение между небом и землей стоит храм белоснежный, стоят православные храмы, примиряя небо и землю. Мы слышим, что будто с неба идет звон колокольный благовествования, в сердце что-то откликается. И это уже входит в нас с самого детства. Детишки, которые в Сабурово живут, уже привыкли к колокольному звону, и это вошло уже в их жизнь, если они даже из неверующей семьи, но они уже воспитаны, они привыкли знать, что вдруг начинается колокольный звон. Мы сначала переживали, у нас тут детские садики рядом. Когда я ходил в детские садики освящать или беседовать, знакомиться с директорами, я всегда спрашивал, не мешает ли наш колокольный звон в тихий час. Они говорят, что дети так рады, они сразу оживляются, когда слышат колокольный звон, не переживайте, батюшка, совершенно не мешаете, наоборот, как только слышат колокольный звон, они откликаются всем своим детским сердечком, такой радостью. И все мы тоже откликаемся такой радостью, когда слышим благовествование.
Слава Богу, сейчас возрождаются колокольные мастерские, есть выбор, чтобы действительно подобрать, и мастера. И вот появляется звонница в приходе. Обязательно появляются и звонари. И из этих звонарей, конечно, появляются талантливейшие звонари. Появляются какие-то новые традиции, при монастырях и храмах. Вырабатываются свои уже какие-то школы звонарные.
Возрождаются старые и появляются новые школы и традиции колокольного звона.
Дай Бог Дроздихину Илье Михайловичу, его делу, которое он созидает и делает, и отдает силы, чтобы это все процветало, чтобы он себя не жалел в этих святых трудах. Чтобы Господь, видя его желание трудиться, даровал ему здоровья, благополучие. За его усердие наградил его долгими годами жизни, чтобы он достиг маститой старости, и уже как старец рассказывал, как он стоял при начале возрождения храмов православных, колокольного звона, и мог видеть, как взросли ростки тех знаний, тех навыков колокольного звона, одним из сеятелей которых он был, фактически со своей юности.
Илья Михайлович достаточно молодым человеком полюбил церковный звон, взошел на колокольню и с этой колокольни, символически можно сказать, не спускается. Все время продолжает и сам звонить, и других учить, и колокола лить. Чтобы сердца других людей отзывались, откликались, и они ценили бы одно из чудес православной жизни – русский православный звон, который имеет свои традиции, свою красоту удивительную, свои особенности.
Дай Бог, чтобы у Мастерской Ильи Дроздихина было такое же хорошее будущее, как замечательное было положено начало и его продолжение.
Протоиерей Константин Харитошкин,
настоятель храма Николая Чудотворца г. Москвы