Колокола в Большом театре
Драгоценный груз поднимается не на колокольню церкви, а на крышу театра. Здесь, в Большом, это особый музыкальный инструмент, который звучит вместе с оркестром. Но пять лет назад измотанные театральной жизнью певцы уехали из своего звонного дома.
Когда они были сняты с звонницы Большого театра в состоянии они были ужасном. В основном были изношены подвесы, были изношены языки.
Чтобы звонница снова запела, решили как в известной скороговорке «колокола переколоколовать да перевыколоколовать», короче – отреставрировать.
Самое дорогое, конечно, это ручная реставрационная работа, когда каждый скол обрабатывается вручную. Это составляет большую часть работы. При этом, чтобы колокола в будущем сохраняли первозданный вид, чтобы они не портились, применялись очень качественный патинирующие средства. Каждый колокол покрыт пять раз патиной.
Всего в звоннице Большого театра 35 колоколов. Из них один XVII века, четыре – XVIII. Изобразить на колоколе двуглавого орла было особой привилегией, которую давали заводам победителям технических выставок. Теперь все металлические раны залечены, и сегодня колокола начинают возвращаться домой. Переезжают и восьмикилограммовые малыши, и шеститонные гиганты. Их монтаж, по словам представителя генерального застройщика компании «Сумма капитал», завершится через две-три недели.
Специально были сделаны сварные рамы для размещения колоколов. И при подъеме требуется очень большая осторожность.
У этих колоколов драматичная судьба: Большой театр спас их от гибели на заре советской власти, когда святыни сбрасывали со звонниц, разбивали и переправляли на трактора. Тогда Большой театр заявил власти, что ему колокола нужны в постановках, в «Борисе Годунове» и «Жизнь за царя».
Ничего похожего на эту уникальную звонницу не было и нет ни в одном театре мира. Отреставрированные колокола будут располагаться здесь, над сценой. В 1920-е годы московский звонарь Алексей Кусакин собирал их по всей стране и на спектаклях Большого театра именно он был бессменным исполнителем колокольного звона.
Хоть колокола и дома, им пока придется немного помолчать до того, когда театр откроется после реставрации. Но они терпели и не такое: на протяжении веков из страха и восхищения их брали в плен, ссылали, наказывали кнутом и вырывали язык. Ведь они всегда говорили о самом главном и по-особенному. Русские колокола отливались таким образом, что они не давали одну ноту. Они не поддаются классическим законам музыки, а потому и в Большом театре они всегда будут занимать особенное звонное место.
Ольга Бирюкова,
Телеканал «Звезда»