Благовестный звон
Колокольный звон Москвы специалисты считают одним из самых благозвучных. В хорошую погоду звон колоколов разносится на десятки километров в округе.
Главный звонарь выступает в роли звукорежиссера. Самые большие колокола задают ритм всем остальным. Их называют их благовестниками. В переводе со старо-славянского, несущие Благую, радостную весть.
У каждого из больших колоколов, как у человека свои имена. «Лебедь», «Широкий», «Корноухий». Раньше, горожане сразу понимали «по ком звонит колокол». Особые звоны были на венчание и погребение. Если Благовестник звонил в неурочное время «набатным» одиночным звоном — это был сигнал тревоги: или случился крупный пожар, или враг у городских стен. Набат призывал всех спешить на общий сбор.
К колоколам относились с любовью или с гневом. Колокол, который возвестил об убийстве царевича Димитрия, был лишен навеки языка.
Колокола в церквях замолчали вскоре после революции 1917-го года. «Религия опиум для народа» – поучали первые Советские газеты. Колокола запретили под тем предлогом, что их звон мешает горожанам слушать по радио новости. Многие звонари, впоследствии были расстреляны. Колокола, также как и люди нередко принимали мученическую смерть.
Большевикам хотелось забыть о Боге, чтобы о нем не было ни слова, ни даже звука. Они разрушали церкви, уничтожали колокола, чтобы знаменитый колокольный звон, который несся над Москвой, лишний раз не напоминал ни о чем церковном.
70 лет спустя, в России шаг за шагом стало возрождаться искусство изготовления колоколов. В Москве открывается школа звонарей Ильи Дроздихина.
Правильно установить колокола на звоннице — это целая наука. Процедура занимает несколько часов, а то и дней. Труднее всего развешивать колокола в новых храмах , там где архитекторы забывают, что красивый фасад — не главное. Колокольня – это, прежде всего, рабочее место звонаря.»
Уникальная операция прошла в январе 2004 года. Самый большой в Европе 72-тонный царь-колокол проехал 900 километров от завода до звонницы. Этот гигант отлили для Троице-Сергиевой Лавры – монастыря в Подмосковье. Под конец пути, платформа с колоколом едва не застряла под одним из мостов. Счет шел на миллиметры. В итоге, исполин благополучно подняли на колокольню. Звонит он редко — только по большим церковным праздникам.
Первые звоны – они рыхлые, потому, что колокол должен обстучаться. Распеться, раззвониться, тогда он запоёт уже в полном своем величии.
Ступени винтовой лестницы уходят вверх, на высоту 45 метров. Этот путь, звонари Троице-Сергиевой Лавры преодолевают по несколько раз в день. Внутри, на обитых деревом стенах можно разглядеть автографы тех, кто звонил здесь еще в конце 19-го века. Сегодня 700 килограммовый язык большого колокола, как и несколько столетий назад, раскачивают вручную 8 человек.
100 с лишним лет назад в помощь звонарям пришли механизмы. Лаврские часы отбивают время: каждые 15 минут один удар, раз в полчаса – два удара. В начале нового часа средние, так называемые, «подзвонные» колокола исполняют небольшой наигрыш.
Вопреки расхожему мнению, от звона нельзя оглохнуть. Его влияние на организм еще не до конца изучено. Со средних веков до нас дошли легенды о том, как с помощью колокольного звона из городов изгоняли болезни и эпидемии. Сегодня стало ясно, что эти рассказы не лишены доли истины.» Самые могучие благовестники появились в России в 17-ом веке. Мастеру-самородку, отлившему наибольший из удавшихся колоколов весом в 163 тонны, было всего 19 лет. Он даже не знал грамоты.
Нынешний звонарь – сам себе композитор, исполнитель и дирижер. Чтобы научиться звонить, не обязательно знать нотную грамоту. Курс обучения длится два месяца. На колокольне допускается импровизация, собственные ритмы. Но есть и четыре главных канонических звона, который должен знать каждый церковный музыкант.
«Каждый удар колокола символизирует этапы жизни человека. Удар во все соответствует земной кончине, а следующий трезвон – это уже надежда на попадание в Царствие Небесное человека», — рассказывает руководитель Московской Школы Звонарей Илья Дроздихин.
Еще одна примета нынешнего времени: наравне с мужчинами, на звонницах начали работать и женщины. Обычно, первое знакомство с колоколами происходило у них в пасхальную неделю, когда звонить разрешали всем желающим.
До революции 1917 года в Москву называли колокольной столицей мира.
Сегодня, главная задача, удержать набранный несколько лет назад темп производства колоколов и обучения звонарскому делу. Тогда, по прогнозам экспертов, колокольный звон, который так пленял тех, кто оказывался в Москве впервые, удастся возродить в былом величии примерно через 25-30 лет.
Автор: Александр Копысов
2005 год