Благовестный звон – радость всему миру
В пятницу Светлой Седмицы, 20 апреля 2012 года , в шестом часу вечера зазвонили колокола храма Космы и Дамиана – начался III Пасхальный фестиваль колокольного звона.
В фестивале приняли участие московские мастера колокольного зона и, конечно, жуковские – Олег Голубков из храма Пантелеимона, Андрей Мердишев из храма Космы и Дамиана. Прозвучали как традиционные звоны, так и импровизации. На колокольне храма Космы и Дамиана девять колоколов, самый тяжелый весит более 400 кг. Надо сказать, что русские колокола не раскачиваются целиком, как на Западе: у нас звонарь управляет языком колокола. На Пасхальном фестивале звонари представили палитру звонов: водосвятный перезвон, красный звон, встречный звон, оповещающий прихожан о прибытии высоких гостей, венчальный звон, воскресный звон, пасхальный трезвон.
Русская земля была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Звон колоколов призывал в церковь, он сопровождал человека от колыбели до могилы.
Сергей Рахманинов, певец русских колоколов, одно из лучших своих сочинений — симфоническую поэму «Колокола» для хора, солистов и оркестра на стихи Эдгара По «Колокола» (перевод Константина Бальмонта) – посвятил колоколам. Одним из ярких украшений гениальной оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» является великолепный торжественный колокольный звон.
Колокольный звон звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом. Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику: это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о
важных событиях.
До революции школ звонарей не существовало, звонарское мастерство передавалось от учителя к ученику по принципу «делай как я» непосредственно на колокольне. Но в
годы советской власти храмы и колокольни были разрушены, большая часть колоколов – уничтожена, преемственность звонарей – нарушена.
Мысль о создании московской школы звонарей в Сабурово зародилась вместе с началом производства колоколов на рубеже 80 – 90 годов XX века. По словам создателя и руководителя школы Ильи Дроздихина, выучиться на звонаря может любой человек с чувством ритма.
В возрождении традиций колокольных звонов большая заслуга принадлежит приснопамятному святейшему патриарху Алексию II, благословлявшему и всегда поддерживавшему это богоугодное дело.
Елена ГЛЕБОВА