62. О любви звонить в колокола (381 стр. – 382 стр.)
Звонить в колокол было любимым занятием русских. Обычай звонить на Пасху сохранился и до сих пор, не только в деревнях и даже в городах, а раньше это считалось необходимым для каждого религиозного человека. Это называлось – славить Христа.
В летописях мы находим указание, что царь Иоанн Грозный каждый день «в четвертом часу утра ходил на колокольню с царевичами и Малютою Скуратовым благовестить к заутрени, братья спешили в церковь, кто не являлся, того наказывали осьмидневным заключении- ем» 1). В Александрове до сих пор сохранилась древняя звонница, на которой Иоанн Грозный любил благовестить 2).
В прекрасных стихах «Василий Шибанов» граф Алексей Толстой так описывает звон Иоанна Грозного:
«Звон медный несется, гудит над Москвой,
Царь в смирной одежде трезвонит:
Зовет ли обратно он прежний покой,
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет
И звону внимает московский народ
И молится полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом, Басманов».
Любил церковный звон и набожный царь Феодор, и сам неоднократно звонил в колокола на московских соборах.
Любовь Феодора к колокольному звону простиралась до того, что часто во время заседания Боярской думы, вместо того, чтобы слушать дело, отдавал приказание кому-нибудь из своих людей:
— Эй, приведи-ка мне пономаря из Андроньева монастыря!
Иоанн IV, считая сына полоумным, говорил ему: «Ты не царь, а пономарь будешь» 1).
Феодор умел, вероятно, выполнять на колоколах известную фигуру, мотив, а пономарь из Андроньева монастыря, надо думать, умел выделывать другую, более лучшую фигуру, почему и интересовал царского сына.
Суворов, отправляясь в поход в Швейцарию, сам звонил в колокола в созданной им самим церкви в селе Кончанском Новгородской губернии 2).