Пятница, 29 марта 2024

57. Колокола в музыкальном искусстве (369 стр. – 370 стр.)

Насколько большое значение имеет колокольный звон в явле­ниях нашей русской жизни, это можно видеть из того, что колокол и колокольный звон неоднократно были предметом воспроизве­дения в различных областях нашего искусства. Так, ни у одного из европейских народов нет столь многочисленных изображений зво­на в музыке, как у нас, имеющих целый ряд опер и пьес с воспроиз­ведением звона.

Вот их список:

1)  «Жизнь за царя», опера М. И. Глинки, 5-й акт.

2)  «Борис Годунов», опера М. П. Мусоргского, – пролог.

3)   «Князь Игорь», опера А. П. Бородина, 1-е действ. 2-я карт. и 4-е действ. (Скула и Ерошка).

4)   «Псковитянка», Р. Корсакова, 1-е действ., вече.

5)   «Пасхальная увертюра», его же.

6)   «1812 год», увертюра П. И. Чайковского.

7)   «Кремль», сюита А. К. Глазунова, III часть, встреча князя.

8)   «Ратклиф», опера Ц. А. Кюи.

9)   «Рогнеда», опера А. Н. Серова, – политический звон.

10)   «Нижегородцы», опера Э. Ф. Направника.

11) Фортепианная сюита А. П. Бородина, №1 Au couvent.

12) «Ночь на Лысой горе», фантазия для оркестра, М. П. Му­соргского и др.

Некоторые из этих воспроизведений звона столь значительны и сильны, как например, в «Жизни за Царя» М. И. Глинки и «Бо­рисе Годунове» М. П. Мусоргского, что являются настоящими пер­лами искусст-ва, и было бы весьма любопытно попробовать настро­ить где-нибудь колокола так, чтобы на них можно было исполнить один из названных звонов. Недавно московский Большой театр приобрел колокол в 170 пудов для оперы «Псковитянка».

Из западно-европейских опер изображение звона есть в «Про­роке» Мейербера, но оно мало интересно, как мало значителен за­падноевропейский звон сравнительно с нашим величественным и могучим церковным звоном.