45. Куранты в Московском Кремле (321 стр. – 328 стр.)
В Москве куранты помещаются на Спасских воротах, которые в нынешнем своем виде остаются со времени Петра Великого; этот Государь выписал из Голландии боевые часы и велел поставить их в башне над воротами. Всех колоколов в башне тридцать шесть, из них девять бьют четверти, а девять – часы; по надписи на последнем, в нем весу 135 пудов 32 фунта, остальные 26 колоколов без действия. На больших колоколах имеются надписи и на некоторых изображения св. Богоматери и св. Троицы 2).
Фроловские (Спасские) ворота были построены в 1491 году итальянским архитектором Петром Антонием в том виде, как обыкновенно строились городские ворота, без высокой башни, которая существует теперь.
Они представляли стенообразную постройку на четыре угла, с шатровою кровлею, на верху которой стояла небольшая башенка с маленькою главою, увенчанной большим двуглавым орлом. В середине башни, под главою, висел колокол, по всему вероятно, для часового боя, так как и в то время или, по крайней мере, в XVI столетии над воротами существовали часы.
На это указывает то обстоятельство, что в 1585 году при трех воротах Кремля – Спасских, Тайницких и Троицких, – находились на службе часовники.
В 1613-1614 годах упоминаются часовники, кроме указанных трех ворот, еще у Никольских. Они получали годового жалованья по четыре рубля и по две гривны на мясо и соль и, кроме того, по четыре аршина сукна настрафилю.
В 1614 году о часах на Никольских воротах упоминается в последний раз. Вероятно в этом году они были разобраны. Потом в 1674 году были разобраны и Тайницкие часы, после чего Кремль оставался только с двумя башенными надворотными часами: Спасскими и Троицкими.
У Фроловских ворот в 1614 году был часовник Никифорка Никитин. Часы эти, вероятно, были не особенно сложного устройства, русские, как их называли в то время, разделяемые на дневные – от восхода солнца, и ночные – от его заката.
Спустя десять лет царь Михаил Феодорович пожелал устроить на воротах часы более сложной конструкции, несомненно по проекту, появившегося тогда (с 1621 года) в Москве искусного мастера, англичанина Христофора Галовея, который для устройства новых часов предложил надстроить над воротами высокую башню, как это и было исполнено в 1624-1625 годах.
В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому ярославскому монастырю за 48 рублей; весу в них было шестьдесят пудов железа.
В том же году колокольный мастер Кирилл Самойлов слил на Фроловские ворота к часам тринадцать колоколов.
Когда была окончена постройка и часы стали указывать время и производить игру колоколами, государь очень щедро наградил строителя. 29 января 1626 года он получил государево и отца государева, патриарха Филарета Никитича, жалованье: серебряный кубок, десять аршин атласу алого, десять аршин камки лазоревой, пять аршин тафты виницейки-чарвчатой, четыре аршина сукна красно-малинового, сорок соболей – 41рубль, сорок куниц – 12 рублей; всего почти на сто рублей. «А пожаловал государь его за то, что он сделал в Кремле-городе на Фроловских воротах башню и часы».
В мае месяце того же года случился лютый пожар в Кремле, куда огонь перенесся от храма Василия Блаженного на Вознесенский монастырь и далее на Чудов и по всему Кремлю.
Новая башня вместе с часами погорела так, что надо было все устраивать вновь.
Опять англичанин Галовей принялся за работы, которые окончились уже в 1628 году, когда 16 августа опять ему выдана награда, почти равная первой. Вместе с ним была выдана награда поменьше и наряднику Вилиму Граеру за то, что он был у башенного и у часового дела до московского пожара и после пожара.
Христофор Галовей, или как его тогда называли Аловей, Ханове, выехал в Москву на службу в 1621 году на жалованье по договору в год 60 рублей, кормовых по двадцати копеек в день, да на неделю по возу дров. В 1640 году он уже получал 75 рублей в год и удвоенные кормовые. Он состоял часовником Фроловской башни и придворным часовщиком, почему всякий корм и питье получал из дворца.
В 1428 году он «починивал во дворец часы большие – Цесарская башня, и часики невелики воротные (носимые на вороту, ныне карманные) в серебре».
В 1654 году, 5 октября, в четвертом часу ночи, начался пожар на Фроловской башне; что было деревянного – все выгорело, и часы испортило, и часовой колокол упал, проломил своды в башне и разбился.
Потушить пожар было невозможно, потому что лестницы к часам были деревянные и вскоре погорели. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня и отчего на башне загорелось, он про то не ведает.
Об этом пожаре, с большим сожалением, рассказывает упомянутый выше Павел Алеппский. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгорелую их башню с часами, горько заплакал.
«Над воротами, — говорит Павел Алеппский, — возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству, и по громкому звону своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на десять верст.
На праздник нынешнего Рождества 1), по зависти диавола, загорелись деревянные брусья, что внутри часов, и вся башня была охвачена пламенем, вместе с часами, колоколами и всеми их принадлежностями, которые при падении разрушили своей тяжестью два свода из кирпича камня, и эта удивительная, редкостная вещь, восстановление которой в прежний вид потребовало бы расходу более чем на 25.000 динаров (рублей) на одних рабочих, была испорчена. И когда взоры царя упали издали на эту прекрасную, сгоревшую башню, коей украшения и флюгера были обезображены и разнообразные, искусно высеченные из камня статуи обрушились, он пролил обильные слезы».
Конечно, архидиакон Павел все это описывает наполовину по рассказам москвичей, почему часы явились знаменитыми во всем свете. Но любопытно, что в числе украшающих и доныне Спасскую башню разных фигур и балясин находились, как упомянул архидиакон, и искусно высеченные из камня статуи, о которых упоминают и домашние свидетельства.
В 1624 году, 6 октября, по указу царя Михаила Феодоровича, сделано было на четыре болвана однорядки (верхняя одежда) суконные, сукна пошло англинскаго разного цвету двенадцать аршин; а быть тем болванам, сказано в записи, на Фроловских воротах. Таким образом, эти болваны были поставлены, вероятно, по четырем углам ворот еще во время первоначального устройства башни по замыслу Галовея. Однако, по русскому обычаю, их одели в суконные кафтаны, вероятно с мыслью скрыть их статуйную, идольскую наружность и дать им вид живых людей 1).
Что касается внутреннего устройства часов, то по этому предмету сохранились отрывочные указания только о часах, существовавших до постройки башни. Приведем несколько таких указаний.
В 1613 году фроловский часовник делал к часам железный запор. В 1614 году фроловские часы возобновлялись и приводились в новый порядок, при чем часовник Никитин делал у часов шестерню да подъем перечасный, а плотники сделали на воротах лестницы и крыльца и у часовника крыльцо всходное с дверью, а у часов у бою клали брусье новое и куплены скобы, чем прибить к брусу боевую пружину.
Бывший в Москве в 1661 году посол австрийского императора, барон Мейерберг, оставил нам даже изображение Фроловских часов, по которому видно, что вверху круглого циферблата было изображено солнце с лучами, неподвижное, при чем нижний его луч в виде стрелы, служил указателем цифр, расположенных по ободу циферблата, имевшему вращательное движение, подвигая по порядку изображенные на нем цифры к неподвижной стрелке, т.е. к неподвижному лучу солнца.
Таким образом, на этих часах ходила не стрелка, а ходил мимо стрелки обод циферблата с указанными вызолоченными цифрами, славянскими, каждая мерою в аршин.
Этот ходовой указательный круг-колесо в диаметре имел семь с четвертью аршин, кругом колеса – десять с половиной сажен. Середина циферблата была покрыта лазоревой краской и испещрена золотыми и серебряными звездами, с изображениями солнца и луны, что, конечно, представляло небесное пространство.
Таковы ли были и сгоревшие часы Галовея – неизвестно. После пожара в 1654 году часы, конечно, были возобновлены. Потом в 1668 году их снова возобновляли, вываривали от ржавчины в щелоку и починивали.
Так эти старозаветные часы дожили до XVIII столетия, когда в первом же году столетия, 1701-м, во время нового лютого пожара в Кремле, они, по всему вероятию, погорели вместе с другими зданиями.
С этого времени Петр Великий задумал устроить часы на Спасской башне «против (по подобию) немецкого обыкновения на двенадцать часов», притом с колокольною игрою с танцами, против манера, каковы в Амстердаме. Там и были заказаны такие часы.
В 1702 году государь повелел в Голландии купцам Христофору Бранту и Ивану Любау сделать три колокольные часовые игры. В 1704 году они изготовили только две игры и подали счет, что те колокола и танцевальные часы стали им с издержками в 42.474 ефимка слишком.
В 1703 году часовник Григорий Алексеев доносил о старых часах, что на Спасской башне у боевых часов, у указного круга верхние шестерни испортились обе и тот указный круг не ходит.
В 1704 году заказанные Петром Великим часы прибыли из Архангельска в Немецкую слободу на двор генерала Лефорта, а потом оттуда перевезены на тридцати подводах на Посольский двор на (Ильинке) и поступили в заведывание Оружейной палаты. Ставил их на место и собирал в течение 1705-1709 годов иноземец Яким Гарнов, Гарнель (Garnault). В 1709 году он доносил, что «его радением часы приходят к окончанию». Однако есть свидетельство, что 9 декабря 1706 года, «по утру пробило 9 часов, а в 12 заиграла музыка: почали часы бить по-немецки и указанные круги на 12 часов».
Князь А. Д. Меншиков также устроил себе часы с курантами на церкви Гавриила Архангела (Меншикова башня), о которых упоминается в 1708 году. Упомянутая выше третья игра была доставлена купцами в Ингермонландскую канцелярию, т.е. прямо к Меншикову.
Как играли Спасские часы, об этом рукописных сведений не имеется. После Петра год от году они ветшали без починки, и в 1732 году заставили находившегося при них часовника Гаврилу Паникадильщикова донести по начальству о необходимости произвести починку обветшав-ших часов.
За перепискою между Оружейной палатой и Губернскою канцелярией ответа не последовало. Часовщик в 1734 году 2 января подал новое доношение, в котором писал что: «часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят» и представил список материалов, потребных на починку, в том числе стали 11 пудов, железа 24 пуда, проволоки 20 фунтов, канату посконного 100 саженей, два круга деревянных указных, жестяных золоченых слов: латинских – три, русских – два, получасовых – три, звезд жестяных белых – 12, три гири бомбовы по 10 пудов и пр.
Между тем, в конце февраля того же 1734 года из Петербурга был прислан к управлению на Троицкой башне колокольной музыки колокольный игральный обер-мастер Яган-Христофор Ферстер.
Он нашел на башне двадцать шесть игральных колоколов, к которым в прибавок должен был прибрать еще восемь колоколов басовых. Вместе с тем он доносил, что «оная Троицкая башня, по его усмотрению, находится в тесном месте, в стенах и в глуши, и музыка с оной башни будет не слышна, а надлежит де оной колокольной музыке быть на Спасской башне, понеже де оная стала на всей красоте и вельми та колокольная музыка и играние во дворце и в Москве будет слышна».
На это предложение Сенат решил, что ежели о бытии оной колокольной музыки на Троицкой башне особливого именного Ее величества указу нет, то оную музыку поставить на Спасской башне.
Но именной указ нашелся в Губернской канцелярии, где в протоколе было записано 1 января 1731 года, что «граф Семен Андреевич Салтыков приказал именным Ея величества указом с церкви Архангела Гавриила, что на Чистом пруду (Меншикова башня), часовые колокола сняв поставить на Троицкой башне, как надлежит, и к ним приделать инструмент, чтобы играли».
На основании этого указа Сенат в августе 1734 года приказал упомянутой колокольной музыке быть по-прежнему на Троицкой башне, где и должен был работать обер-мастер Ферстер.
Восемь колоколов, согласных голосами, он прибирал в Артиллерии на Пушечном дворе из хранившихся там шестисот колоколов, собранных в прежние годы по указам Петра Великого от церквей 1).
Спасские часы, вероятно, были починены, но в большой пожар в 1737 году часы на обеих башнях погорели и были приведены в порядок в том же году.
Из приведенных свидетельств видно, что на Спасской башне в это время колокольной игры уже не существовало. На Троицкой башне она продержалась до конца XVIII столетия и, рассказывают, что колокольный музыкант разыгрывал руками и ногами даже «Святый Боже» при погребении первых вельмож, например, начальника Москвы графа З. Г. Чернышева в 1784 году и других, бренные останки которых были проносимы в Троицкие ворота 2).
Однако в течение времени и Спасская башня получила такие же куранты. В 1763 году в помещениях под Грановитой палатой происходила разборка архивных дел бывших Преображенского и Семеновского приказов, при чем были найдены «большие английские курантовые часы», быть может, некогда снятые со Спасской башни.
По именному указу императрицы Екатерины Великой в 1767 году эти часы велено было поставить на Спасской башне, для чего был приглашен часовой мастер Фаций, запросивший за эту работу 14.556 рублей. Сумма по расходу была утверждена, а заведывание делом поручено вице-президенту Мануфактур-коллегии, Сукину. Под его наблюдением установка часов продолжалась три года. В конце 1770 года Сукин донес Сенату, что установка часов мастером Фацием совсем окончена. Сенат приказал освидетельствовать работу, в какой исправности часы, в ходу и прочны ли будут на предбудущие времена, для чего собраны были часовые мастера, записные цеховые и вольные 3).
Между зимним и летним Соборами гор. Углича возвышается осьмиугольная колокольня; она стоит отдельно и на ней устроены огромные боевые часы, которые бьют часы, четверти и минуты 1).