42. Протоиерей Аристарх Израилев и настройка колоколов (293 стр. – 307 стр.)
В конце XIX столетия в России на строй колоколов обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел. Прибор этот состоит из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному.
Гармонически построенные колокола протоиерея Израилева находятся на колокольне Зимнего Дворца и на многих церквах Петербурга.
Вот что рассказывает сам о. Израилев о своих работах:
«После того, как мною изготовлены были акустическим способом и собственноручно три-четыре коллекции камертонов с различным их приложением и получены за них почетные награды на выставках – Московской Политехнической и всемирных – Венской и Филадель-фийской, я начал думать, к чему бы мне еще приложить свои знания и труды по части музыки и акустики.
Случай обратил мое внимание на колокола, употребляющиеся при церквах. Однажды привелось мне проходить в одном месте нашего города Ростова мимо большой толпы народа. Из любопытства я подошел ближе к этой толпе и увидел, что она окружила колокол, который провозили куда-то из Москвы.
Колокол был не маленький и имел снаружи много рельефных изображений и украшений. Смотря на него, многие из толпы народа говорили: какой красивый колокол!
Но тут же один простой мужичок возразил: «Красив!.. Да глас-то его каков? Глас-то?».
Эти слова простого мужичка глубоко подействовали на меня, и на мысль мне стало приходить многое. Припомнилось мне, что кто-то особенно хвалил колокол, находящийся в монастыре Саввы Сторожевского или Звенигородского, по близости Звенигорода, Московской губернии, пожертвованный царем Алексеем Михайловичем; хвалили также большой колокол в Москве на колокольне Ивана Великого и еще другие в некоторых местах.
Итак, если с удовольствием, думал я, слушают звук или, по выражению мужичка, глас одного хорошего колокола, то как же может действовать на слух и увлекать душу человека то, когда несколько колоколов на колокольне будут благозвучны и согласны между собою, т.е. будут стройны и гармоничны!
В нашем Ростове, Ярославской губернии, на соборной колокольне почти все 13 колоколов настроены музыкально, а из них особенно верно – три большие. Первый, самый большой колокол (2000 пуд.) издает звук С – do, второй (1000 пуд.) издает звук Е – mi, а третий (500 пуд.) – звук G – sol, так что из этих трех звуков составляется чисто музыкальный мажорный аккорд.
Колокола эти отлиты и настроены в XVII веке при ростовском митрополите Ионе Сысоевиче, вероятно большом любителе музыки, ко-
торый писал о них к одному из своих друзей так: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».
И ныне, спустя два столетия, тысячи людей, приезжающих на ростовскую ярмарку, с удивлением слушают этот гармонический звон колоколов. А граф М. Толстой, описывая древние святыни Ростова, вот что говорит по поводу этого звона: «Звон этих колоколов, единственный в России, приобрел всеобщую известность необыкновенной гармонией» 1).
Со времени устроения этого гармонического звона, всех интересующего и благотворно действующего на душу, много утекло воды, и никто не позаботился устроить подобный звон при другом каком-либо храме.
Вообще у нас звонят хотя с ритмом, употребляемым в музыке, но звонят в колокола часто самые неблагозвучные и вовсе не находящиеся между собой в согласии, и от того колокольный звон выходит дисгармоничный и какофонический.
На устройство же гармонического строя колоколов не обращают никакого внимания, и при заказе колоколов заводчикам обыкновенно говорят: отлейте нам колокол во столько-то пудов, с такими-то снаружи рельефными изображениями и с такою-то надписью; а относительно звука, при заказе, говорят только то, чтобы колокола были позвончее.
Понятное дело, что заводчики стараются только о том, чтобы угодить заказчикам, и в последнее время стали прибавлять к тому еще окраску колоколов, что весьма вредно благозвучию их.
Отчего же у нас в России не вводится гармонический звон, между тем как в Германии он существует во многих церквах? Ужели так трудно подобрать и настроить колокола гармонически, чтобы при звоне получались правильные аккорды? Может быть это дело доступно мне.
В таких размышлениях я купил несколько часовых колокольчиков различной величины и стал на них производить опыты настраивания посредством подтачивания.
Для подтачивания колокольчиков я придумал простую машинку и действовал ею с хорошим успехом, так что настроил по требованию музыки и акустики восемнадцать колокольчиков.
Через удачное настраивание малых колокольчиков я вполне убедился, что могу гармонически настраивать и большие колокола. Посему я стал разведывать, не строится ли где храм Божий, дабы там предложить свои знания на устройство гармонического строя колоколов, так как при вновь сооруженном храме это дело совершить гораздо удобнее.
Узнав о таком моем предприятии, один мой добрый приятель сказал мне: «Да вот в Москве строится великолепный и замечательный храм во имя Христа Спасителя, отнесись туда со своим предложением; там ты можешь оставить по себе великий памятник».
Такое указание моего приятеля глубоко запало в мою душу, и я решился проникнуть туда таким путем. Имея в виду, что в нашем Ростове гармонический звон устроен митрополитом, я написал, 18 мая 1879 года, высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому, о моем желании подобрать и гармонически настроить колокола для вновь устрояемого в Москве храма во имя Христа Спасителя.
«Храм Христа Спасителя в Москве, — писал я, — строится более полустолетия; на него употреблены миллионные суммы; в нем находятся все лучшие образцы искусств – зодчества, ваяния, живописи и проч. А при таком совершенстве, почему же не привести в гармонический строй и колокола? Тогда в этом храме сосредоточились бы все изящные искусства, не исключая и музыки».
Его высокопреосвященство передал мое сообщение в комиссию построения храма, от которой я получил приглашение «пожаловать в одно из заседаний комиссии для личных объяснений и представления опыта гармонического устройства колоколов».
В следующем месяце июне, 9-го числа, мною представлены были в заседание комиссии – на резонансовых ящиках небольшие камертоны и маленькие вышеозначенные колокольчики, как образчик гармонического строя колоколов, при чем объяснен был мною и способ, которым можно приводить колокола в тоны, составляющие правильную гармонию.
Относительно колоколов храма комиссия объявила мне, что два из них, большой и второй, отлиты и первый повешен на колокольню, а прочие готовятся к отливке, и поэтому поручила мне войти в сношение и переговоры об этом предмете с заводчиком, взявшим подряд на отлитие колоколов. Переговоры не привели к желанным результатам: заводчик заявил, что дело о тонах и строе колоколов ему незнакомо, что он, по контракту, обязался отлить колокола в известный вес, с известными снаружи рельефными изображениями и орнаментами и к известному сроку, и что больше этого никаких условий принимать не желает.
Такой решительный отказ был для меня прискорбен, но я не унывал. Я тогда же в Москве сделал вчерне огромный камертон и настроил его вполне согласно со звуком большого колокола, который был уже повешен на колокольню.
Потом 14-го числа того же июня, когда Его императорское высочество, великий князь Константин Николаевич изволил осматривать Московский политехнический музей, я тут же, через посредство председателя отдела прикладной физики, А. С. Владимирского, имел счастье представиться Его высочеству и показывать ему не только те камертоны и колокольчики, которые мною 9-го числа были представлены в комиссию построения храма Христа Спасителя, но и тот огромный камертон, который я успел сделать вчерне и настроить согласно со звуком большого колокола храма Христа Спасителя.
Великий князь Константин Николаевич, считая мое предложение уже принятым комиссией, был весьма заинтересован моими произведениями и удостоил меня благодарности.
Ободренный этим, я, по возвращении в Ростов, принялся за приготовление нового более огромного камертона, который был бы вполне согласен с первым, вчерне сделанным мною в Москве, дабы на основании его, как на основании главного звука большого колокола, приготовлять и прочие камертоны.
Но так как от самой комиссии построения храма Христа Спасителя мною еще не было получено окончательного ответа на мое предложение, то 26-го июля того же года, я, по поводу моих переговоров с заводчиком, представил в комиссию следующие мои соображения:
Пусть заводчик представит все колокола согласно с контрактом; из них можно сделать выбор, и совсем непригодные для общего строя заменить новыми. Непригодными для стройной коллекции могут быть сочтены: а) те колокола, звук которых будет очень высок против требуемого гармониею тона, потому что их нужно подвергнуть значительной с внутренней стороны подточке; б) те, которые будут иметь звук много ниже требуемого тона. Предлагаемая замена непригодных колоколов новыми, по моему мнению, не должна привести комиссию к особенно большим расходам: во-первых, потому, что перемены потребуют, без всякого сомнения, только некоторые колокола; во-вторых, потому, что переменять придется колокола меньшего веса.
Большой колокол, отлитый в 1656 пудов, издает отличный звук, и его тон будет принят за основной; второй колокол, отлитый в 970 пудов и повешенный на колокольню 14-го числа прошедшего июня, в присутствии великого князя Константина Николаевича, потребует незначительной подточки; а эти два колокола составляют почти 2/3 всего веса 4073 пуда 20 фунтов, который должен заключаться во всех 13 колоколах.
Если же еще придется переменить и третий колокол (полиелейный) в 600 пудов, то на остальные колокола падет самый незначительный вес.
Высказав все это, я просил почтить меня положительным ответом на мое предложение, относительно гармонического строя колоколов.
Канцелярия комиссии, от 29 сентября того же 1879 года за №858, прислала мне такое уведомление: «Заявление ваше от 26 июля сего года, о гармоническом строе колоколов для храма, было слушано присутствием комиссии 4 августа сего года. При этом комиссия постановила заявление ваше иметь в виду. Но так как вновь отлитые колокола (четыре) еще комиссией не приняты, то канцелярия, по приеме их, вновь доложит ваше заявление комиссии и о последующем вас уведомит».
После этого уведомления, я, для устройства по своей идее музыкального звона в храме Спасителя, с большею горячностью принялся за приготовление камертонов и приготовил их в пределах двух с половиною октав семнадцать на резонансовых ящиках, из коих самый большой камертон, имеющий в ветвях своих 7 вершков длины, совершает 222,66 простых колебаний в секунду и издает чистую верхнюю октаву самого большого колокола, совершающего 111,33 простых колебаний в секунду (близко к la0 или А1 нормального диапазона = 108,75 простых колебаний в секунду).
Звуки всех этих 17 камертонов, с обозначением чисел колебаний, могут быть в нотной системе выражены таким образом:
Во время приготовления этих камертонов, я все ожидал из канцелярии комиссии обещанного уведомления; но прошло времени более года, и канцелярия ни о чем не уведомляла.
Утомленный ожиданием, я 4 октября 1880 года послал письмо к правителю канцелярии г. Мостовскому и просил его откровенно сказать мне, какое обо мне имеет мнение комиссия. Вследствие этого моего письма канцелярия комиссии от 4 декабря того же года за №1187 прислала мне следующий ответ:
«Присутствие комиссии, приняв во внимание: 1) что предложение ваше о приведении колоколов храма в гармонический строй было бы весьма желательно для комиссии, но для достижения этой цели необходимо подтачивание колоколов с внутренней их стороны; 2) что у комиссии нет определенных данных, насколько уменьшится вес колоколов вследствие их подтачивания, и не будут ли утонченные стенки влиять на прочность колоколов; 3) что в заявлении вашем нет указаний о стоимости этой работы, быть может обременительной для комиссии, в виду других уже исполненных ею сверхсметных работ, и 4) что устройство гармонического строя колоколов храма может быть приведено в исполнение и по освящении храма, – журналом своим, 1 ноября 1880 года состоявшимся, постановило: предложение священника Израилева относительно приведения колоколов храма в гармонический строй через подтачивание с внутренней их стороны, на основании вышеизложенных соображений, в настоящее время отклонить, а при передаче храма в духовное ведомство, сообщить сему последнему о предложении священника Израилева, которого я уведомил о сос-тоявшемся постановлении комиссии».
Получив такой ответ, я огорчился и подумал: к чему теперь приложу свои знания и труды? Кто послушает ту прелестную гармонию, которую я устроил с известною целью на своих 17 камертонах? Может быть, я не доживу до времени, когда освятится храм Христа Спасителя, а если доживу, то, может быть, духовное ведомство, по принятии храма от комиссии, не примет моего предложения.
Утешила было меня мысль представить эти камертоны на Всероссийскую выставку, имеющую открыться в 1881 году в Москве, но выставка была отложена.
Не падая духом, я схватился за новую мысль. Узнав, что в С.-Петербурге, на месте злодеяния 1-го марта решено создать православный храм, я подумал: нельзя ли мне предложить устройство гармонического строя колоколов при этом патриотическом храме.
Мысль эта не оставляла меня, и я решился отнестись с своим предложением в С.-Петербургскую городскую Думу.
Но прежде сего я написал статью, в которой в самом конце говорил: «Если бы мне позволено было настроить колокола для С.-Петербургского храма, имеющего соорудиться на месте мученической кончины государя императора Александра II, то я настроил бы их так, чтобы из звуков их составлялся минорный аккорд и ближайший к нему по сродству доминант-аккорд…
Но так как в нашей православной церкви существуют два звона: один печальный, т.е. медленный-редкий, например, в Великий пост, при выносе Креста, при выносе Плащаницы и при погребении умерших, а другой – веселый, частый, например, в св. Пасху, в великие праздники и в высокоторжественные дни, то я полагал бы для этого храма иметь, кроме помянутого минорного строя колоколов, еще другой строй колоколов, из звуков которых составлялся бы мажорный аккорд и также сродный ему доминант-аккорд, так как звучание мажора особенно выражает тор-жественность».
Статья была напечатана в газете «Новое Время», которая отнеслась с полным сочувствием к моей мысли, выразившись при этом так: «Пора устраивать на Руси колокольный звон благозвучный, на основании требований гармонии» (см. «Новое Время», 1881, №2051). Журнал «Церковный Вестник» также поддержал мои стремления (см. «Церковный Вестник», 1881. №47). Тогда я с немалою надеждою послал свое предложение в С.-Петербургскую городскую Думу. Но С.-Петербургская городская Управа известила меня только, что мое предложение «будет иметься в виду при заказе колоколов».
Не зная, когда именно будут заказываться колокола, и доживу ли я до того времени, я решился на следующее. Я купил на собственные средства четыре медные колокола, через подтачивание настроил их в музыкальный минорный аккорд и представил в 1882 году на Всероссийскую выставку в Москве, с тем, чтобы, по окончании выставки, пожертвовать их в храм, который имеет соорудиться в С.-Петербурге в память в Бозе почившего государя императора Александра II.
Упомянутые колокола настроены в минорный аккорд – А, С, Е, А и имеют весу всего семь пудов. Первый большой колокол (2 пуда 15 фунтов), составляющий основной тон (1), производит 870 простых колебаний в секунду и соответствует ноте А. Этот колокол вполне согласен с нормальным диапазоном или камертоном, который производит также 870 полукачаний в секунду при 15° стоградусного термометра и который, на основании Высочайше утвержденного 23 мая 1878 года мнения Государственного Совета, установлен однообразным по всей России для вокальной и инструментальной музыки. Второй колокол (2 пуда 20 фунтов), составляющий малую терцию (6/5), производит 1044 колебаний и соответствует ноте С. Этот колокол согласен с камертоном, который большею частью употребляется в хорах певчих. Третий колокол (1 пуд 21 ½ фунта), составляющий чистую квинту (3/2), производит 1305 колебаний и соответствует ноте Е. Четвертый колокол (21 ½ фунта), составляющий верхнюю октаву (2) первого колокола, производит 1740 колебаний в секунду и соответствует ноте А.
Звуки этих четырех колоколов, составляющие минорный аккорд, основанный на нормальном диапазоне.
Эти колокола, представленные мною на Всероссийскую выставку во II группу (научно-учебные произведения) вместе с моими многоразличными камертонами и с моим акустическим прибором, служащим для точного определения числа колебаний звучащих тел, обратили на себя внимание печати.
Во многих газетах, например, во «Всероссийской Выставке» (1882 г., №№14 и 117) и в «Современных Известиях» (1882 г., №158), отозвались о них с большою похвалою; даже в «Правительственном» (1882 г., №122) и «Церковном» (1882 г., №28) Вестниках сказано о них сочувственное слово.
Но эксперты Всероссийской выставки отнеслись ко мне особенно внимательно. Они, присудив мне за изготовление коллекции диапазонов, диплом II разряда, соответствующий серебряной медали, ни одним словом не упомянули о представленных мною колоколах, так же как и моем новоизобретенном акустическом приборе.
По закрытии Всероссийской выставки, я 4 октября 1882 года подал в Высочайше утвержденную комиссию по устройству этой выставки заявление, что вышеозначенные свои четыре колокола жертвую в храм, который имеет соорудиться в С.-Петербурге в память в Бозе почившего государя императора Александра II, и просил ее доставить их к месту назначения.
Когда же эти колокола были доставлены в С.-Петербургскую Думу, то я 4 февраля сего 1883 года обратился к С.-Петербургскому городскому голове И. И. Глазунову с просьбою об исходатайствовании разрешения, чтобы пожертвованные мною колокола, до сооружения храма, были повешены при временной часовне, построенной на месте злодеяния 1 марта 1881 года.
Через месяц я узнал из газеты («Новости», 1883 г. №63), что городской голова сносился по этому вопросу с Высоко-преосвященнейшим Исидором, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, который уведомил, что с его стороны к повешению колоколов при временной часовне препятствий не встречается.
Вскоре учреждена была комиссия по построению храма и, по распоряжению ее, мои колокола, вместе с пожертвованиями других лиц, переданы были из Думы в Академию художеств.
В октябре месяце, прибывши в С.-Петербург и узнавши, что мои колокола находятся в Академии художеств, я 9-го числа представился к настоятелю Троице-Сергиевой пустыни отцу архимандриту Игнатию и покорнейше просил его, как члена этой комиссии, о ходатайстве повесить пожертвованные мною колокола при временной часовне. По совету отца архимандрита, я отнесся к управляющему делами комиссии П. Ф. Исаеву, а потом и сам явился в комиссию. 18-го октября, в присутствии комиссии, я показывал мои 4 колокола, которые затем повешены при временной часовне.
Итак, благодарение Господу! Моя мысль об устройстве гармонического звона частью осуществлена и моя лепта здесь принята…
Нам приятно закончить рассказ почтенного автора известием, что в последнее время его многолетние старания увенчиваются самым желанным успехом. 20 февраля 1884 г. о. Израилев имел счастье представиться Государю императору. Об этом в «Правительственном Вестнике» (№43, 23 февр. 1884 г.) читаем:
«В понедельник, 20-го февраля, во втором часу пополудни, в Концертной зале собственного Его величества Дворца, священник Рождественского женского монастыря города Ростова, о. Аристарх Израилев поднес Их императорским величествам образ святителя Исаии, Ростовского чудотворца, память которого празднуется ежегодно 15-го мая. Это празднование совпадает с днем совершившегося в минувшем году священного Коронования Их императорских величеств. Приняв св. икону и приложась к ней, Его величество благодарил о. Аристарха.
Затем Их величества слушали звон выставленных в той же зале четырех церковных колоколов, пожертвованных о. Аристархом в сооружаемый храм на месте мученической кончины в Бозе почившего императора Александра II. Колокола настроены таким образом, что их звон составляет минорный аккорд.
О. Аристарх представил целую коллекцию колокольчиков, настроенных на разные аккорды. На этих колокольчиках о. Аристарх сыграл два гимна: «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Вместе с тем были представлены 18 камертонов, установленных на деках 1), для настройки колоколов, изобретения о. Аристарха.
В заключение о. Аристарх показывал акустический прибор, также своего изобретения, для точного определения числа колебаний звучащих тел».
Вслед за тем о. Израилеву поручено было привести в порядок колокола в церкви Аничкова дворца.
Эта задача в настоящее время успешно окончена.
Звуки церковных колоколов, имеющихся при Аничкове дворце, в числе 9, составляют в настоящее время три музыкальных аккорда: а) мажорный аккорд тоники (Fis-dur), b) мажорный аккорд субдоминанты (Н-dur) и с) минорный аккорд (Dis-moll), соответствующий мажорному тоническому аккорду (Fis-dur).
За этот труд о. Израилеву всемилостивейше пожалован 14 июля золотой наперсный крест, украшенный драгоценными каменьями.
Вот что пишет г. К. И. 1) о гармонически настроенных колоколах протоиерея Израилева.
«В нынешнюю летнюю поездку на родину мне пришлось быть свидетелем одного церковного торжества, оставившего по себе глубокое, можно сказать, неизгладимое впечатление в душе. Торжество это так исключительно, впечатления от него так дороги для всякого православного русского сердца, что мне невольно хочется поделиться их избытком.
Чтобы быть более понятным, начну несколько издалека. Ростов, Ярославской губернии, мой родной город, бывший некогда столицею Ростовского княжества, представляет собою один из древнейших городов русских. Богатый святынями и различными древними историческими памятниками, привлекающими к себе немало и благочестивых паломников, и исследователей родной старины, он хранит, между прочим, в стенах своего кремля такую историческую драгоценность, подобной которой не найдете вы ни на одном из городов русских. Это знаменитые своею гармоничностью ростовские колокольные звоны, устроенные во 2-й половине XVII века при древнем Успенском соборе ростовским митрополитом Ионою III Сысоевичем (1652-1691).
С искренним, неподдельным восторгом всегда слушались и слушаются многочисленными посетителями Ростова его мелодичные соборные звоны, но до самого последнего времени к этому светлому чувству примешивалось еще иное, противоположного свойства. Жалко становилось, слушая эти звоны, того, что они представляют собою лишь единичное исключительное явление, что тяжеловесные, заботливо украшенные надписями и рельефными изображениями наши церковные колокола никогда почти не бывают согласны между собою, что требования музыкальной гармонии при устройстве колокольного звона теперь обыкновенно совсем забываются, игнорируются.
И вот Ростов, с соборной колокольни которого слишком два уже века раздаются гармонически-величавые звоны, дал, наконец, человека, который не только строго научным образом определил эти звоны и положил их на ноты, не только предложил особые нотные схемы для исправления некоторых из них, не только увековечил их гармонию на особых, поставленных на резонансовые ящики камертонах, но и поставил своею задачей распространить, воскресить на Руси православной этот забытый в наши дни колокольный гармонический звон. Я говорю о знаменитом своими неутомимыми полувековыми учеными занятиями в области музыкальной акустики маститом 76-летнем старце, о. протоиерее Аристархе Александровиче Израилеве, который в течение 45 с лишком лет проходил пастырское служение в Ростовском женском монастыре, – говорю о пастыре, который «не только своим теплым пастырским голосом всегда старался проповедовать слово Божие, но и холодную медь заставил благозвучно вещать славу Божию».
Немало трудностей должен был побороть протоиерей, прежде чем судил ему Бог увидеть осуществление своей долго лелеянной заветной думы… В настоящее время в различных местах насчитывается уже не менее десяти музыкально настроенных им звонов, которые оглашают собою не только обе столицы нашего отечества, не только западную и южную его окраины (Варшава и Крым), но и далекую Святую землю 1).
Наконец, нынешним летом и родная сторона о. протоиерея услышала у себя его гармонические звоны и радостным торжеством (которое и вызвало эти строки) приветствовала их первые звуки. Торжество состоялось в усадьбе сенатора, тайного советника Владимира Павловича Мордвинова – селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда. Владелец усадьбы, постоянно занятый благоустройством двух находящихся в ней храмов, устроил, между прочим, недавно при одном из них невысокую, изящную каменную колокольню-звонницу. 20-го минувшего июля на ней освящены были поднятые накануне 14 небольших сравнительно колоколов 1), музыкально настроенных о. Израилевым – уроженцем того уезда 2), в пределах которого находится усадьба, а 1-го августа должен был раздаться торжественный звон этих колоколов. Яркий, чистый звук благовестного колокола еще издали манил к себе слух, когда утром в этот день подъезжал я к с. Ваулову. Вслед за благовестом послышался скоро обычный перед началом литургии звон во все колокола. Местный псаломщик, наученный о. протоиереем, исполнил весьма удачно один за другим шесть звонов в различные тоны, в которые настроены колокола. Нельзя было не испытывать самой чистой, высокой духовной радости, слушая эту редкую, неслыханную музыку, и жалко как-то стало, что так скоро замолкла она… Небольшой храм во время литургии, которую совершал протоиерей Израилев в сослужении с 3 священниками, был переполнен молящимися. По окончании литургии устроен был крестный ход на воду Гармонические звоны, чередуясь один за другим, снова услаждали собою слух, снова наполняли умилением душу. На этот раз они, казалось, были еще музыкальнее, еще художественнее. Глаза невольно поднялись вверх к звоннице и не могли оторваться от нее: так поразительна, так невиданна, редкостна была открывшаяся пред ними картина. На звоннице в роли звонаря стоял в камилавке, украшенный драгоценным кабинетским наперсным крестом, сам маститый виновник торжества и с чисто юношеским религиозным одушевлением и живостью исполнял один за другим свои звоны; а когда крестный ход вернулся в храм, он сыграл на колоколах гимны «Коль славен» и «Боже, царя храни». Чутко прислушивалась к этим звукам полутысячная толпа народа, окружавшая звонницу. На ее открытых лицах без большого труда можно было прочесть то удовольствие, умиление и радость, которые будили в этих простых сердцах лившиеся с колокольни одушевленные, мелодичные звуки… Когда утомленный о. протоиерей не без труда спустился со звонницы, вся толпа, как один человек, дружно хлынула под благословение к нему.
Много дум, чувств и желаний пробудилось в душе под сильным впечатлением этого редкого церковного торжества. Припомнилась тут и наша западно-русская окраина… Как хорошо было бы, думалось, если бы этот чистый музыкальный звон проник и в тот край, православно-церковная жизнь которого до сих пор должна считаться с враждебною силой воинствующего латинства; как хорошо было бы, если бы эти мерные мелодичные звуки, раздаваясь все громче и громче с православных наших храмов, покрыли собою нестройное гуденье колоколов, раскачиваемых на гордо высящихся латинских костелах.