37. Музыка звонов (265 стр. – 266 стр.)
Русские люди еще в глубокой древности обращали внимание на гармоническое сочетание колокольного звона.
Каждый звон имел свое назначение – печальный похоронный звон или звон веселый – красный, когда возвещалась народу какая-либо радость, великий праздник, победа, избавление от опасности, проявление чуда, въезд царя и проч.
Несмотря на то, что у нас в России, особенно в прежнее время, при построении колокола совершенно не обращалось внимания на законы акустики, многие звонари, особенно по монастырям, даже из этих колоколов извлекали более или менее определенную мелодию.
Такой звон заменял в Древней Руси музыку, так как, кроме гуслей, не было почти никаких иных музыкальных инструментов.
Являлись своеобразные артисты, поражавшие своим искусством и виртуозностью слушателей.
Наша народная литература упоминает об одном таком артисте:
«А у нашего Христова Благовещенья честнаго
А был у нас-де Иван пономарь,
А горазд-де Иванушка, он к заутрени звонить» 1).
Да и до сих пор встречаются такие виртуозы, которые из колоколов разной величины извлекают различные по тону звуки и соединяют их в одну определенную гармонию.
От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, и чтобы сберечь слух, многие из них во время звона кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины и клюквы, другие затыкают уши просто ватой. В женских обителях женщины-звонарихи звонят с открытым ртом.
Особенно мелодическим звоном славится Саввино-Сторожевский монастырь и Троице-Сергиевская лавра, где искусство звонить передается преемственно от одного пономаря другому.
Такой звон, говорят русские люди, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая.
И до сих пор, услыхав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге.
В этом заключается огромное моральное значение церковного звона, так как он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о вечной правде, о великой христианской любви и о бытии Божием.
Недаром некоторые колокола называются благовестниками, и звон в них наполняет душу радостью и надеждой.
На одном из таких колоколов находится следующая надпись: «Благовествуй миру радость велию».