34. Каменные, чугунные, железные, серебряные колокола (259 стр. – 260 стр.)
В XIX веке заметно стремление заменить дорого стоящий бронзовый сплав для колоколов каким-либо другим более дешевым металлом, например, сталью. Но попытки эти нельзя назвать удачными, так как звук их резкий и они непрочны, хотя некоторые церкви Западной Европы и имеют стальные колокола, у которых железные языки устроены с бронзовыми подушками для мягкости звука.
Попытки заменить чем-нибудь колокольный металл встречаются в древности – правда, довольно редко. В Пекине имеется колокол из чугуна, в Тотьме из стекла, в Брауншвейге при церкви св. Власия хранится как редкость один деревянный колокол, очень старый, около трехсот лет, называвшийся некогда колоколом св. пятка, он употреблялся во времена еще католицизма, и в него звонили на страстной неделе. В Абиссинии из глины и в Соловецком монастыре даже из камня 1). Известен чугунный колокол, отлитый в Женеве в 1610 году.
Таких каменных колоколов в Соловецком монастыре имеется всего только два. Каким образом они попали в монастырь, неизвестно, вернее всего, что они сделаны на месте братией в то время, когда еще медных колоколов не было в монастыре. Есть основание предположить, что идеей для создания колокола послужило древнее каменное же клепало (сделанное преп. Зосимой).
Нигде в другом месте, насколько нам известно, каменные колокола и била не употреблялись.
Чугунные колокола встречались и в России; так, например, такой колокол находился в Досифеевой пустыне на берегу реки Шексны.
Кто был этот Досифей – неизвестно. Рассказывают, что, когда Иван Васильевич Грозный путешествовал в Кириллов монастырь, на обратном пути он вышел на берег Шексны и в дремучем лесу встретил старца Досифея и посетил его келью. Он велел ему построить церковь и обещал помочь.
Действительно, в Москве он вспомнил свое обещание и прислал в Досифееву пустынь чугунный колокол. Колокол этот сохранился до нашего времени и недавно передан известным ученым Е. В. Барсовым в Московское Археологическое общество, где он теперь и находится 1).
Позади церкви во имя Архангелов в селении Пхотрери (Сванетия) висит чугунный колокол западного изделия, тут же большая сигнальная труба 2).
В недавнее время сооружен в Харькове, единственный во всем мире, колокол из чистого серебра, конечно, с необходимой лигатурой. Этот колокол предназначен для Успенского Кафедрального собора и сооружен по мысли архиепископа Амвросия в память избавления царской семьи во время крушения поезда близ станции Борок.
Он имеет аршин с четвертью высоты и весит 17 пудов 35 фунтов; на лицевой стороне его находятся вензелевые изображения Государя и Государыни, а под ними расположены пять медальонов с подписями славянской вязью: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил. На оборотной стороне подпись, кто соорудил колокол, а вокруг вала отмечено событие, в ознаменование которого колокол отлит.
Средства для сооружения этого колокола собраны среди духовенства и других сословий Харьковской епархии. Каждый день, в час крушения императорского поезда, производится благовест в этот коло-кол 3).
В Руане находится колокол, долгое время считавшийся серебряным. Жирарден, анализировавший его, говорит, что присутствие в больших колоколах драгоценного металла сомнительно. Он думает, что литейщики вместо того, чтобы бросать приносимые им драгоценные металлы в тигли, заставляли жертвователей бросать их прямо в огонь. «Благодаря этому серебряная масса вместо того, чтобы быть прибавленной к бронзе, оставалась в золе, откуда литейщики и вытаскивали ее, как только церемония кончалась и мастерская пустела» 4).