30. О гибели колоколов (207 стр. – 215 стр.)
У нас, в России, многие древние колокола были уничтожены по тем или другим соображениям. Так, например, для отливки Царя-колокола пошло старинных колоколов на 1.276 пудов 36 фунтов; также Петр I после неудачной Нарвской битвы приказал многие колокола перелить в пушки. Сколько для этого уничтожено было колоколов, можно судить по тому, что из них было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. О том, когда состоялся указ Петра о переливке колоколов в пушки, в архивах не найдено. Сам Петр пишет о нем в «Гистории Свейской войны» 1).
Один Печерский Вознесенский монастырь в Нижнем-Новгороде послал колоколов для литья пушек более трехсот пудов 2).
Из донесения Виниуса царю от июня 1701 года видно, что в Угличе, например, по царскому указу, присланному в 1701 году в воеводскую канцелярию, взято колокольной меди 356 пудов 19 фунтов, а именно: «а) с монастырей: 1) Воскресенского 32 п. с лишком, 2) Алексеевского более 40 п., 3) Покровского до 36 п., 4) Николо-Улейменского до 36 п., 5) Богоявленского девичьего более 12 п.; б) с приходских церквей: 1) с собора более 17 п., 2) с церкви св. ап. Петра и Павла 13 п., 3) прор. Илии 4 п., 4) Василия Великого более 6 пуд., 5) апост. Филиппа более 7 п., 6) св. царевича Димитрия на Крови более 3 п., 7) Николая Чудотворца на Песках более 5 п., 8) Николая Чудотворца на Сухих прудах до 14 п., 9) Николая Чудотворца на Петухове до 4 п., 10) Николая Чудотворца Подстенной (т.е. подле городской стены) более 14 п., 11) Воздвижения Креста Господня бол. 3 п., 12) Благовещения пресв. Богородицы более 3 п., 13) Казанской иконы до 6 п., 14) Св. Иоанна Предтечи бол. 17 п., 15) Макария Египетского 3 п. слишком, 16) Вознесения до 6 п., 17) Введения во храм более 5 п., 18) св. Леонтия Ростовского до 12 п., 19) св. Параскевы Пятницы 6 пуд.» 1).
Орудия, потерянные под Нарвою, заменены к весне лучшими и в большем количестве, благодаря рвению и искусству думного дьяка Виниуса, назначенного надзирателем Артиллерии. Дело было многотрудное от недостатка меди и мастеровых, и Петр решился на меру неслыханную: по прибытии из Новгорода в Москву, он повелел: «Со всего государства, с знатных городов от церквей и монастырей собрать колоколов на пушки и мортиры».
Колокольной меди свезено в Москву в конце мая 1701 года до 90.000 пудов; из этого числа в расход к июню, с пушечною и красной медью с небольшим 3.000 пудов и та битая; а целые колокола не разбивались: до них не дошло. Впоследствии переплавлено колоколов еще до 5.000 пудов, так что в 1701 году употреблено колокольной меди до 8.000.
«Ради Бога, — писал Петр Виниусу, — поспешайте с артиллериею, как возможно: время, яко смерть».
Андрей Виниус царю, 29 апреля 1701, благодарит за обнадеживание, что государь к нему гнева не имеет. «В деле артиллерии много трудности, оно от неискусства, а более от пьянства мастеров, которых ничем исправить невозможно. Мартьяша прежде указа уже отставил; велел исправить Семену Леонтьеву, на которого более других надежды.
Еще вылили на Страстной и на Святой неделе 32 пушки большие и малые. Большие зело добры, каковы у русских мастеров в деле не бывали. Много остановок от посторонних помешек. Бургомистры красной меди не присылают, а колокольная медь в пушки без той негодна. Колоколов по сие число в приеме с 34.000 пуд».
О колокольной меди в 1701 году письмо генерал-фельдцеймейстера Брюса к кабинет-секретарю Макарову, из С.-Петербурга 22 февраля 1721 года: «Государь мой, Алексей Васильевич. Изволили ваше благородие ко мне писать, чтобы в артиллерии справиться, сколько было вылито пушек в 1701 году из сборных колоколов, – и такой ведомости, чтобы особливо из колокольной меди число вылитых пушек показать, учинить невозможно: понеже одна колокольная медь в пушечное литье не употреблялась, а сообщена была с красною и другою медью. Однакож колико было в отпуску в литье колокольной и иной меди и что в том году каких пушек и мортир и гаубиц вылито, тому при сем прилагается ведение. Да изволили же в.б. писать ко мне о присылке другой ведомости, сколько артиллерии и прочих воинских знаков найдено в канцах, по взятии онаго – и какову ведомость я у себя об этой артиллерии и припасах нашел, из оной учиня, посылаю присем же; токмо оная неимоверна есть: ибо было смешано с русскими припасы; и не найдется ли в той ведомости подлинной в Москве во Артиллерии, о том приказал я туда писать и велел прислать с первым случаем. Впрочем пребываю повсегда в.б. должным слугою граф Брюс 1).
«С монастырей: Воскресенского монастыря колокола весом 131 пуд. 20 ф. взята четвертая часть 32 пуд. 35 ф.; Алексеевскою монастыря колокола весом 280 пуд. 25 ф. взято 70 пуд. 6 ф. 24 золотн.; Покровского монастыря со 142 пуд. 14 ф. взято 35 пуд. 23 ф. 2 четв., Богоявленского девичья монастыря с 48 пуд. 38 ф. взято 12 пуд. 9 ф. 2 четв.; Николо-Улейменского монастыря со 143 п. 1 ф. взято 35 пуд. 30 ф. 24 золотн., с Преображенского собора с 7 колокол., весом 70 пуд. 37 ф. 2 четв. взято 17 пуд. 29 ф. 36 золотн.
С градских приходских церквей: Петропавловской, с 7 колокол., весом 52 пуд. 9 ф., взято 13 п. 2 ф. 1 четв.; Ильинской с 16 пуд. Взято 4 пуда; Васильевской, с 25 пуд. 5 ф., взято 6 пуд. 11 ф. 1 четв.; Филипповской, с 29 пуд. 33 фун., взято 7 пуд. 18 ф. 1 четв.; Царевской в городе, с 5 колоколов, весом 10 п. 22 ф., взято 3 п. 15 ф. 1 четв.; Николо-Песоцкой, с 3 колоколов, весом 21 п. 24 ф., взято 5 п. 12 ф.; Николо-Сухопрудской, с 55 пуд. 18 ф. взято 13 пуд. 34 ф.; Николо-Петуховской, с 8 колокол., 31 пуд. 30 ф., взято 7 пуд. 37 ф. 2 четв.; Николы Подстенного (бывшей близ Успенской церкви и впоследствии с нею соединенной) с 7 колокол., весом 6 пуд. 3 ф., взято 16 пуд. 20 ф. 3 четв.; Крестовоздвиженской (или Димитрия Селунского) с 15 п. 15 ф. взято 3 пуд. 33 ф. 3 четв.; Благовещенской и церкви Макария Египетского (что ныне Корсунская) с 26 п. 2 ф. взято 6 пуд. 20 ф. 2 четв.; Казанской, что на площади, с 6 колокол., весом 23 п. 28 ф., взято 5 пуд. 31 ф. 3 четв.; Предтеченской с 7 колокол весом 68 пуд. 26 ф., взято 17 пуд. 6 ф. 2 четв.; Вознесенской, с 5 колокол, весом 22 пуд. 9 ф., взято 5 пуд. 22 ф.; Введенской за Волгою, с 6 колокол., весом 21 п. 22 ф., взято 5 пуд. 15 ф. 2 четв.; Леонтьевской за Волгою, с 6 колокол, весом 46 п. 37 ф., взято 11 п. 29 ф. 1 четв.; Флоровской, собора Пресвятыя Богородицы и Феодора Тирона (что ныне одна церковь Флоровская) с 8 колокол., весом 16 пуд. 3 ф., взято 4 пуд. 1 ф.; царевича Димитрия, что на Поле, с 3 колокол весом 2 пуд. 7 ф., взято 21 ф. 2 четв. с получетвертью; Воскресения Христова, что на Убогом дому, с 4 колокол., весом 4 пуд., взято 1 п. 5 ф.; Параскевы Пятницы, с 6 колокол., весом 26 пуд. 28 ф., взято 6 п. 27 ф.
Всего же взято четвертой части колокольной меди 350 пуд. 19 ф. 2 четверти. Указ Петра I был получен воеводскою канцелярею; имал (собирал) дьяк ростовского Архиерейского дома Иван Семенов» 1).
Датский посланник Юст Юль (Just Juls), будучи в России в 1709 году, описывает нашу артиллерию следующим образом: «Из числа этих орудий, двадцати штукам, с прогоревшею от долгой пальбы затравкою и потому негодным к употреблению, залили дно на толщину ядра металлом и затем впереди этого залитого слоя просверлили новую затравку. Русские артиллерийские офицеры уверяли меня, что большая часть их орудий оттого подвержена такому быстрому прогоранию затравок, что вылиты они из металла, обыкновенно употребляемого для колоколов и заключающего в себе слишком много олова; ибо в настоящую войну духовенство было вынуждено предоставить правительству из церквей со всего края известное количество колоколов для переливки оных в пушки» 2).
Этот указ царя был встречен народом с большим неудовольствием, всюду изыскивались разные способы для сохранения своих колоколов.
Вот что по этому поводу рассказывает С. Григоров 3) о так называемых непокорных колоколах, которые сопротивлялись указу царя 4).
Г. Григоров приводит рассказ Гавриила Тверитинина, находящийся в одной из рукописей Петербургской духовной академии.
«Я и сестра моя Ирина в 1701 году были у Троице-Сергиева монастыря, тогда от великого государя царя Петра Алексеевича был указ везде в городских монастырях и в Москве у всех приходских церквей брать колокола и от всего звону четвертую долю меди веса на Пушечный двор на литье пушек и в том Сергиевом монастыре также; а в монастыре колоколов 26 было.
Архимандрит и братия его великого государя указ противиться не смели, и колокола с колокольни сымать повелели».
Вечером некоторые указали снять один старинный колокол; весу, что в нем того не знали, а гласом он был глух и не ярок, но за поздностью онаго не сняли.
Монастырь ночью кругом запирался и всегда также и тою ночью был заперт: на утро же архимандриту звонарь донес, что колокола на колокольне нет и братия не ведали как и где он делся.
Архимандрит же, услыхав об этом, повелел везде искать по келиям у братий и в погребах, и когда нигде не могли обрести (занеже ему чудотворцу отдать сего не изволися), тогда архимандрит Ларион повелел другой снять, также весу в нем не ведая и тот снять повелел и разбить, и меди свезти в Москву.
Когда колокол сняли, человек, чтобы разбить оный, ударил колокол молотом, но колокол от того удара не расшибся, но начал глас от него трои сутки день и ночь непрестанно.
Вследствие этого архимандрит и того колокола не велел везти к Москве, повелел сымать два другие колокола новейшего мастерства, но сих колоколов не могли снять ни коими делами.
В то время, когда архимандрит и братия, боясь указа Государева, с ужасом смотрели на сии колокола, колокола же сии два братьеника вдруг сами собой с колокольни соскочили, пали и стены обломили.
Пропавший глухой колокол в это время также отыскался за монастырем в пруде.
Во время того на монастырь в погреб лед возили и уши колокола видели, а потом его из воды того пруда взяли.
Обо всем донесли Петру, который, по словам Гавриила Тверетинина, хотя «в монастырь приходил, плакал и прощенья просил у чудотворца Сергия о своем соизволении, однако колокола два братьеника повелели везти в Москву, где они в литье пушечного дела не пошли и не испорчены, потому что медь была жестка, в дело не гожа и доныне те колокола стоят на Пушечном дворе целы, как и были».
Многие древние колокола погибли и во время пожаров; так, например, в Никоновской летописи есть указание на огромный пожар, произведенный татарами в 1411 г., и между прочим, что «в том пожаре и колокола разлияшись».
Точно так же во время огромного пожара в Холме летописец говорит: «И вси иконы погореша в церкви св. Ивана, один Михаил остался Чюдный; и колоколы и то все огнь попали и храмы прекраснии, и медь от огня ползуша, яко смола».
На колокольне Троицкой церкви в Старой Русе висит вседневный колокол 60 пудов со следующей надписью: «Лета 1761 месяца сентемврия вылит сей колокол в город Старую Русу к церкви Живоначальныя Троицы из старыя горелыя меди, в помин великаго пожара 1759 года июня в 29 день», т.е. когда совершенно сгорела деревянная церковь с колокольней 1).
Точно то же было и на Западе. Собранный в обломках металл растопившихся во время пожара колоколов служил, главным образом, для выделки из него новых колоколов, сохраняющих воспоминание о их превратности благодаря надписям, иногда довольно любопытным.
7-го июня 1674 г., около одиннадцати часов вечера, молния, обрушившись на Лозаннскую колокольню, разрушила шпиц, который не был никогда восстановлен, и расплавила два колокола, которые были немедленно перелиты из того же металла. На одном из них читаем надпись: «Разрушенный молнией, я возрожден огнем, огонь небесный меня разрушил, земной огонь мне возвратил жизнь» 2).
Большой колокол Орбской церкви напоминает аналогичный факт стихами, помеченными 1688 годом:
«Против жестокого огня я не мог защищаться,
Четыре мои брата и я погибли в один день.
Два много меньше, чем я, вместо них возродятся,
Я, как феникс, возрождаюсь из моего пепла».
Привилегия тушить пожары иногда упоминается в средневековых колоколах: вспомним о колоколе St. Gervais в Женеве от 1493 г., который носит надпись: «огонь тушу».
Во второй пожар в Казани в 1672 году опустошена лучшая часть города вблизи Кремля. Во время этого несчастия разбились многие колокола на соборной колокольне, из обломков которых, присланным из Москвы мастером, перелиты новые. Погибли следующие колокола: большой, литый еще при митрополите Марке, воскресный, жалованный царем Иоанном Васильевичем, литейный, сделанный при митрополите Гермогене, и повседневный, пожалованный царем Иоанном Василь-евичем 3).
Во время пятого пожара 1749 года в Кремле сгорела соборная церковь с колокольней, с которой упали колокола. Точно также погибли колокола и во время пожара в 1815 году.
Во время московского пожара, по словам летописца: «В церквах деисусы и местные образа погорели, многие повредились, в Кирилловской церкви антиминс погорел, колокольня обгорела и колокола опустились, но ризница вынесена вся в целости».
В Новгородской летописи говорится, что в 1304 г. «избишась в Ростове два колокола великая в Великой пяток».
А под 6916 (1408) годом значится: «Того же лета погоре город Ростов, и церковь соборная каменная падеся, а ины четырнадцать церквей погоре».
В октябрьской книжке «Русской старины» 1876 г. помещена любопытная статья г. С. П. Стеблина-Каменского о старинном колоколе, который по воле настоятеля Успенского полтавского собора пред-назначался к уничтожению.
Вот что говорит автор статьи по этому поводу:
«В начале апреля 1876 г. снят был со 2-го этажа колокольни соборной кафедральной церкви в Полтаве колокол, висевший там без употребления по причине продольной трещины – сверху до низу – давно в нем произведенной временем, или неосторожностию; в тридцатых годах я еще помню звучный бой этого колокола, к которому применен был часовой механизм, и теперь находящийся в 3-м этаже колокольни. Колокол этот снят с целью перелить его в другой – такого же размера и веса. В нем оказалось 160 пудов весу; но самое замечательное – это древность колокола, ясно указанная в нижеследующих надписях на нем. Но прежде скажем несколько слов о внешней форме колокола.
Сверху и внизу колокол украшен рельефной гирляндой из листьев; на верхнем венце надпись славянскими литерами: року року а7 хYъ (1695) мц7а новемрiz x (6) дня; затем, на средней части колокола, с одной стороны в овальном кружке с украшениями – изображение (осьмиконечного) креста, а с противоположной стороны – изображение в таком же кружке Божией Матери с Предвечным Младенцем; на 3-й стороне герб, изображаюший в щите руку, протянутую кверху и держащую стрелу, а внизу сердце с осьмиконечным крестом в средине; сверху герба корона дворянская или в роде такой; на противоположной гербу стороне – надпись силлабическими стихами, церковными литерами, с титлами и прочее, следующего содержания:
В року тысяча шестьсот девять десять пятом,
По славном Кизикермене от христиан взятом,
В царство Российских царей Петра, Иоанна,
За гетманство Мазепы Богом дарована,
Сооружен есть звон сей к Божией славе,
Да храму Успения в городе Полтаве
Из штук с Кизикерменских арматив здобычных,
С придатками материй до звона приличных. –
Коштом его милости войска Полтавка вожа,
Павла Семеновича Украины отрожа».
Внизу колокола: «Делал Афанасий Петров».
Эта надпись показывает, что колокол вылит из пушек, взятых из крепости Кизикерменской с добавлением серебра, которого, по преданию, полагают до 27 пудов, и жертвователем мог быть полковник полтавский Павел Семенович Палий – сын знаменитого Семена Палия, и что в 1695 г. церковь Успенская в Полтаве уже существовала; она показана и на плане города Полтавы 1709 г., деревянная. Каменная же с колокольней в 3 яруса выстроена в 1770 г. князем Долгоруковым-Крымским, которого гербы, под местными иконами, и портрет в ризнице хранятся. Жаль очень, если духовное местное начальство перельет колокол, не сохранив его надписи, хотя мы слышали будто хотят поставить колокол на пьедестале за оградой церковной, в виде памятника местной старины. Мысль прекрасная.
Троицкий 1737 года пожар в холодной Введенской церкви, в Москве, ныне уничтоженной, повредил на престоле одежды и антиминс, кровлю на церкви и деревянную к ней пристройку, будничный колокол рассеялся, также растопился венец на Иерусалимской иконе Богоматери 1).
В Новоспасском монастыре в ночь с третьего на четвертое сентября 1812 года с обгорелой колокольни упал вылитый Петром I колокол в 1100 пудов, прошиб своды церкви Св. Сергия, застрял в первом ярусе, где был расшиблен упавшим на него колоколом в 425 пудов 2).