20. Колокола Санкт-Петербурга (120 стр. – 135 стр.)
Колокол на колокольне Петропавловской крепости в Петербурге весит с небольшим 200 пудов и привезен из Москвы в 1725 году 1). 2-й полиелейный – 150 пудов 1 ¾ фунта, 3-й повседневный – 70 пудов 20 фунтов, 4-й великопостный – 63 пуда 20 ½ фунтов. Колокола с 5-го по 10-й включительно не имеют особых названий, 5-й неизвестно сколько весит, 6-й – 11 пудов 16 фунтов, 7-й – неизвестно, без языка за неимением скобы для него, 8-й – 8 пудов 13 фунтов, 9-й – неизвестно, 10-й – 1 пуд 30 ½ фунтов, 11-й, 12-й, 13-й и 14-й – малые, вес каждого неизвестен. Часы повешены над соборными колоколами. На каждом из часовых колоколов, с наружной стороны, находится литая надпись на иностранном языке 2).
Колоколов в Исаакиевском соборе одиннадцать 3). Веса в них 4349 пудов. Цена колоколов шестьдесят две тысячи рублей. Отлиты они в С.-Петербурге, на Малой Охте, Валдайским колокольным мастером Иваном Макаровым Стуколкиным.
Самый большой колокол имеет веса 1860 пудов и 23 фунта, кроме языка, который весит 49 пудов и 29 фунтов. В поперечнике он имеет четыре аршина десять вершков и украшен пятью медалями императоров Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. В настоящее время этот колокол дал трещину. На нем славянская надпись из псалма: «Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных; да возвеселится Израиль о сотворщем Его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем».
Второй по величине колокол, воскресный, на северо-восточной колокольне. Он весит 976 пудов 36 фунтов; язык его – 31 пуд 3 фунта. В диаметре своем имеет 3 аршина 13 вершков. Он украшен изображениями четырех Евангелистов и имеет надпись: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. От края небесе исход его и сретение его до края небесе».
На юго-западной колокольне полиелейный колокол в 663 пуда; язык 18 пудов 27 фунтов; в диаметре 2 аршина 12 вершков. Он украшен ликами московских святителей, митрополитов: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.
На нем надпись: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их». На юго-восточной колокольне восемь колоколов различной величины, именно: первый, весом в 320 пудов 30 фунтов и язык в 10 пудов 13 фунтов, в диаметре 2 аршина 4 вершка, украшен изображениями: преподобного Исаакия Далматского, св. Равноапостольного князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского и св. благоверного великого князя Александра Невского. На этом колоколе следующая надпись: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его, хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его». Второй, весом в 206 пудов 30 фунтов и язык в 5 пудов 27 фунтов, в диаметре 1 аршин 12 вершков, имеет надпись: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе; да поет же имени Твоему Вышний». Третий, весом в 99 пудов 28 фунтов и язык в 3 пуда 5 фунтов, в диаметре 1 аршин 6 вершков, имеет надпись: «Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю. Приимите псалом и дадите тимпан». Четвертый, весом в 55 пудов и язык в 1 пуд 28 фунтов, в диаметре 1 аршин, имеет надпись: «Воспойте Господеви песнь нову; хваление Его в церкви преподобных». Пятый, весом в 23 пуда 25 фунтов и язык в 33 фунта, в диаметре 12 вершков, имеет надпись: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его». Шестой, весом в 12 пудов 5 фунтов и язык в 17 фунтов, в диаметре 10 вершков, имеет надпись: «Хвалите Его в кимвалех доброгласных; хвалите Его в кимвалех восклицания». Седьмой, весом в 6 пудов 18 фунтов и язык в 8 ½ фунтов, в диаметре 8 вершков, имеет надпись: «Пойте Господеви в гуслех, вострубите пред Царем Господем». Восьмой, весом в 2 пуда 28 фунтов и язык в 4 ½ фунта, в диаметре 6 вершков, имеет надпись: «Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся и пойте». Все колокола вылиты из старых сибирских пятаков, которых для сего по Высочайшему повелению отпущено было до 4000 пудов. Ценность каждого пуда этой меди, заключающей в себе 1 золотник 35 долей золота и 31 золотник 3 доли серебра, составляет 21 рубль 77 ½ копеек серебром; но повелено взять за пуд по 9 рублей 50 копеек серебром, т.е. ту цену, какая была в то время за медь в штыках. Несмотря на то что колокола не на одной колокольне, а на всех четырех, по четырем углам собора, на расстоянии друг от друга 20 сажен, звон начинается так же постепенно и оканчивается также вдруг, как бы и на одной колокольне.
Этим делом заправляют особые звонари 12 человек под дирекцией главного из них, который занимается своей профессией около 60 лет. Звон Исаакиевских колоколов сильный, но гармоничный. Он покрывает звон всех городских церквей и далеко слышится за столицей 1).
На колокольне Морского Богоявленского Николаевского собора в С.-Петербурге, для благовеста и звона, 13 медных колоколов; 1-й, большой колокол, весом 541 пуд 14 фунтов, перелит в 1865 году из вылитого в 1835 году и разбитого по времени колокола, весом 487 пудов 19 фунтов с прибавкой новой меди. 2-й, полиелейный, весом 282 пуда 12 фунтов, вылит в 1758 году января 24 дня, на нем образ распятия. 3-й, ежедневный, весом 174 пуда, с надписью: «Лит сей колокол в Москве, московским мастером Константином Михайловым Слизовым. 4-й, весом 115 пудов 38 фунтов. В прошлом столетии колокол сей называли пожарным, по той, конечно, причине, что в него ударяли во время пожара. 5-й, весом 64 пуда 15 фунтов, лит в 1758 г. и тем же мастером Слизовым. 6-й весом 38 пудов 30 фунтов, 7-й – 20 пудов 2 фунта, 8-й – 12 пудов 12 фунтов, 9-й – 6 пудов 10 фунтов, 10-й – 4 пуда 9 фунтов, 11-й – 2 пуда 24 фунта, 12-й – 2 пуда 13 фунтов и 13-й – 1 пуд 24 ½ фунта. Во всех колоколах весу 1266 пудов 21 ½ фунта. Отлитие вышеозначенных колоколов имеет свою небольшую историю. Первоначально, в ноябре 1756 года, по распоряжению Адмиралтейской Коллегии, постройка колоколов, в числе 10-ти, поручена была московскому купцу Семену Гаврилову Мозжухину и меди на этот предмет из Адмиралтейских магазинов отпущено было 486 пудов 38 фунтов, да чистого прутового олова 121 пуд 29 фунтов и 52 золотника. На сумму, по существующим в то время на сии предметы ценам (медь по 6 рублей 50 копеек и олово по 7 рублей 25 копеек за пуд), 4047 рублей 80 копеек. Колокола эти вылиты были в Москве в начале 1757 года и привезены в Петербург в апреле того же года. Весу в них оказалось, кроме ушей и языков, 529 пудов 13 фунтов, а с ушами (2 пуда 30 фунтов) и языками (18 пудов 1 фунт) 550 пудов 4 фунта. Но прежде, чем были подняты колокола сии на свои места, чрез дежурного генерал-адъютанта Александра Борисовича Бутурлина, от 25 мая 1757 г. последовало такое Высочайшее повеление: ее императорское величество всемилостивейшая государыня указать соизволила – от вновь строющейся каменной полковой церкви колокольный звон взят в Царское Село к Знаменской церкви, а на место его тем же весом и толиким же числом построить колокола от правительствующего Сената. Вследствие сего повеления, колокола были взяты в Царское Село; и хотя в марте 1758 г. они опять были возвращены в Морскую церковь, но, за распоряжением Коллегии, согласно вышеозначенному высочайшему повелению о вылитии новых колоколов, некоторые из них остались без употребления и куда девались, неизвестно, а другие употреблены для отбоя часов на колокольне. Колокола, оставшиеся без употребления, суть следующие: 1) весом 240 пудов 5 фунтов, 2) 132 пуда 34 фунта, 3) 72 пуда 5 фунтов, 4) 21 пуд 30 фунтов и 5) 12 пудов 30 фунтов, всего весу – 479 пудов 24 фунта. Колокола второго заказа, в числе 12, отлиты были также в Москве на заводе того же Мозжухина, из меди и олова, отпущенного также от Адмиралтейства, – первой (меди) в количестве 661 пуд 28 фунтов, а второго (олова) 165 пудов 20 фунтов, на сумму 5542 рубля 30 копеек. Весу в них оказалось 719 пудов 14 фунтов, кроме ушей и языков, а с ушами (4 пуда 13 фунтов) и языками (23 пуда 20 фунтов) 747 пудов 7 фунтов. Колокола эти вылиты в 1758 году и были следующего веса, как видно из рапорта Московской Адмиралтейской Конторы в Коллегию от 26 февраля 1758 г.: 1) 282 пуда 12 фунтов, 2) 174 пуда, 3) 115 пудов 38 фунтов, 4) 64 пуда 15 фунтов, 5) 38 пудов 30 фунтов, 6) 20 пудов 20 фунтов, 7) 12 пудов 12 фунтов, 8) 6 пудов 10 фунтов, 9) 4 пуда 9 фунтов, 10) 2 пуда 24 фунта, 11) 1 пуд 20 фунтов и 12) 1 пуд. Из сравнения веса этих колоколов с весом имеющихся в настоящее время на колокольне Николаевского собора колоколах, ясно видно, что колокола сии, кроме большого колокола, весом 541 пуд 14 фунтов, и самого малого, весом 1 пуд, все принадлежат ко второму заказу, т.е. вылиты в 1758 году. Колоколов, отбивающих часы, 9 и следующего веса: 1) 38 пудов 18 фунтов, 2) 7 пудов 3 фунта, 3) 3 пуда 38 фунтов, 4) 1 пуд 20 фунтов, 5) 24 фунта, 6) 20 фунтов, 7) 18 фунтов, 8) 17 фунтов и 9) 17 фунтов. Первые четыре колокола принадлежат к первому заказу, а последние пять приобретены, вероятно, после. Отливка 12 колоколов 2-го заказа окончена еще в январе 1758 г. и 15 февраля они на санях, зимним путем, отправлены были в Петербург, но привезены сюда уже в мае месяце, и при том водою, находившись в дороге около 3-х месяцев. Причиною такого долгого провоза было распутье и то обстоятельство, что при спуске с горы на мост, близ Бронницкого яму, под селом Вилы, 11 марта, от неосторожности и самоволия ямщиков, у большого колокола (весом в 282 пуда 12 фунтов) учинилось повреждение края, вследствие чего колокола были сняты с саней и положены в удобное и безопасное место, а отсюда отправлены водою на судне уже 17 апреля, и привезены в Петербург 11-го мая 1).
В начале 1778 года с двух сторон было заявлено желание овладеть большим колоколом Николаевского монастыря в Петербурге, и колокол был взят из монастыря. Именно: игуменья Староладожского Успенского женского монастыря Александра Шубина с сестрами и причт с прихожанами Климентовской новоладожской церкви обратились к первосвященному Гавриилу архиепископу Новогородскому и С.-Петербургскому с просьбами об отдаче им большого колокола из Николаевского монастыря. Климентовские прихожане и причт задумали овладеть колоколом на время только, и на известных условиях, дело в том, что, выстроив в 1760 году каменную колокольню, вышиною до колоколов в 11 сажен, и потом окончив в 1764 году постройку каменной Нерукотворного образа церкви с двумя приделами каменными же, – они значительно истощились в средствах, были не в состоянии купить для своей церкви большой колокол и должны были довольствоваться – весьма малым для городской церкви – шестнадцатипудовым колоколом. Поэтому они просили преосвященного Гавриила отдать Климентовской церкви николаевский колокол с тем условием, что этот колокол, в случае надобности, снова будет возвращен в монастырь, или будет уплачена за него, кому будет приказано, надлежащая сумма из церковных денег. Староладожская игуменья просила колокол своему монастырю, не указывая ни на какие сроки и условия владения им. Преосвященным поручено было Новоладожскому правлению навести обстоятельные справки о колоколах во всех трех староладожских церквах и представить справки с мнением о том, кому бы справедливее было уступить колокол. По справке оказалось, что 1) в штатном Успенском девичьем монастыре четыре колокола: первый – весом двенадцати пудов, второй – четырех пудов, третий и четвертый – по одному пуду; 2) при Георгиевской церкви – пять колоколов: первый весом пяти пудов, второй – трех пудов, третий – двух пудов, четвертый – 30 фунтов, пятый – 8 фунтов; 3) в Николаевском монастыре (кроме большого, вес которого не означен) четыре колокола: первый – весом 12 пудов, второй – полтора пуда, третий и четвертый – по 15 фунтов.
В мнении своем правление высказалось в пользу предоставления большого николаевского колокола Староладожскому Успенскому монастырю, «понеже в оном и священнослужение имеется повсе-дневное и народа собрание бывает большое». Преосвященный решил отдать колокол Успенскому монастырю, и 24 марта 1778 года правление донесло, что колокол в Успенский монастырь взят 1).
Из пожертвований в Николаевский монастырь в Петербурге поступил в 1828 г. от неизвестного колокол, весом 24 пуда, который был разбит и поступил вдобавок к вылитому в 64 пуда 2).
На колокольне Староладожского упраздненного Иоанно-Предтечева монастыря следующие колокола: 1) По середине колокольни на деревянной балке укреплен большой праздничный колокол, весом сто пудов двадцать семь фунтов. На нем вылиты образа: Тихвинской Божьей Матери, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и равноапостольных царей Константина и Елены, и четыре Серафима, а также надпись в четыре строки: «Колокол сей вылит в Староладожский Николаевский монастырь при высокопреосвященном Исидоре, митрополите Нов-городском и Санкт-Петербургском, при настоятеле монастыря игумене Иоанне, в лето от Рождества Христова 1864 августа 30 дня усердием Санкт-Петербургскаго купца Алексея Голубкова в память усопшей купчихи Елены». По низу надпись: «Вылит в Санкт-Петербурге, на заводе купца Михаила Макарова Стуколкина, весу 100 пудов 27 фунтов». Прочие колокола размещены в просветах, на деревянных балках. Второй колокол, полиелейный, весом в 64 пуда, вылит в 1841 году. На нем вылиты: образ Николая Чудотворца, пять серафимов и в две строки надпись: «1841 года, месяца июня дня, вылит на заводе Новгородскаго Юрьева монастыря, в Староладожский Никольский монастырь, усердием строителя иеромонаха Сергия, весом 64 пуда». Из монастырского архива видно, что колокол сей указом С.-Петербургской Духовной Консистории 27-го сентября 1830 года, разрешено вылить из пожертвованной в монастырь меди до 40 пудов, и из разбитого монастырского колокола в 24 пуда. Третий колокол в 30 пудов, вылит в 1833 году; на нем вылиты иконы Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца, и надпись: «В Староладожский Николаевский монастырь, от усердия онаго монастыря строителя иеромонаха Августалия».
По низу: «Сей колокол лил в городе Валдае колокольных дел мастер Григорий Алексеев Митрофанов 1833 года». Кроме этих колоколов, висят еще 7 колоколов, весом примерно в 10 пудов и менее пуда. Время построения самой колокольни неизвестно. В прежнее время на колокольне были боевые железные часы, которые, предписанием 6-го июня 1754 года, вытребованы в Александровский монастырь 1).
На колокольне Иоанно-Предтеченской церкви в Петербурге находятся четыре колокола: один большой, другой средний и два маленьких. На колоколах сохранились надписи. На большом колоколе написано (начало от восьмиконечного креста): «Лета 7112 (1604 г.) к вознесению и к рождеству Ивана Предтечи на Малышеву Гору в Ладощ слито два колокола при благоверном господаре царе и великом князе Борисе Феодоровиче всея Русии при его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах царевиче Феодоре царевне Ксении и при освященном митрополите Исидоре Великаго Новаграда и при настоящем игумене Деонисии». На среднем колоколе (начало от херувимской головки) написано «Si* Deus* Pro* Nobis* Quis* Contra* Nos*» (т.е. если Бог за нас, кто против нас) «Anno 1643 C* 0* S* F* M* Rom* 8». На колоколе изображены два единорога, стоящие на задних ногах, и потом посредине в виде клейма:
N
А ТОПА ӨЭТ
ПЭАӨ. 2)
На соборной Успенской церкви, в третьеклассном Староладожском Успенском женском монастыре, на углу стояла деревянная, восьмиугольная колокольня в одну сажень и длиною и шириною. На ней было пять колоколов: большой колокол 16 пудов, второй колокол 4 ½ пуда, остальные три колокола без означения веса. Покрыта колокольня тесом 3).
Колокольня Успенского монастыря в С.-Петербурге построена двухъярусная игуменьей Евпраксией; а потом надстроен на ней третий ярус при игуменье Февронии в 1829 году; каменная о четырех просветах.
На ней висят восемь колоколов: первый в 91 пуд 30 фунтов. На нем надпись: «Сей колокол лит в С.-Петербурге на заводе купца Михаила Стуколкина 1858 года августа 25 дня». Он перелит из старых колоколов с добавлением меди. В состав его, вероятно, вошел большой колокол Николаевского Староладожского монастыря, отданный Успенскому монастырю в 1778 году. Второй колокол – в 40 пудов. На нем надпись: «1791 года февраля 1-го вылит сей колокол в Староладожский Успенский девичий монастырь, весу 40 пудов». Третий колокол – в 25 пудов 8 фунтов. На нем надпись: «1796 года генваря 20 дня вылит сей колокол в Староладожский Успенский девический монастырь старанием игумении Евпраксии, весу 25 пудов 8 фунтов». Четвертый колокол в 17 пудов. Вес остальных 4 колоколов малых неизвестен 1).
Из колоколов собора во имя Казанской Божией Матери в С.-Петербурге замечательны первые четыре, бывшие на колокольне церкви Рождества Богородицы. Первый большой колокол, называемый праздничным, с изображением Казанской Богоматери, с тремя с трех сторон круглыми вензелями ЕIII РР МӨ, в котором начертаны имена императрицы, цесаревича и цесаревны, при которых колокола вылиты и с надписью: «1796 года месяца сентября сей колокол вылит, в столичном граде святаго Петра, в благополучное царствование благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы Екатерины Вторыя и при наследнике ея благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче и при супруге его благоверной государыне и великой княгине Марии Феодоровне, к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Невской перспективе. Лил мастер Антип Дмитриев». Меди в колоколе 264 пуда 13 фунтов. Второй колокол, называемый полиелейным, с изображением на нем Св. Троицы, в виде трех ангелов и Рождества Богородицы. Повыше этого изображения – Распятие с надписью: «1762 года февраля 9 дня вылит сей колокол в царствующий град С.-Петербург церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что по прешпехтивой, при державе благочестивейшаго самодержавнейшаго великаго государя нашего Третьяго императора Петра Феодоровича и благоверной государыни нашей императрицы Екатерины Алексеевны и при благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче. Лил алдерман Константинов Слизов».
Весу в сем колоколе 129 пудов 25 фунтов. Третий колокол, называемый повседневным, с изображениями Казанской Богоматери и сверху ея Распятия и преподобных Антония и Феодосия Печерских, с надписью: «1762 года февраля 9 дня вылит сей колокол в царствующий град С.-Петербург в церковь Рождества Пресвятыя Богородицы при державе благочестивейшаго и самодержавнейшаго великаго государя нашего Третьяго императора Петра Феодоровича и благоверной государыне нашей императрице Екатерине Алексеевне и при благоверном государе цесаревиче Павле Петровиче. Лил алдерман Константинов Слизов». (Разбит и не употребляется). Веса в нем 61 пуд 18 фунтов. Четвертый колокол без означения весу с надписью: «1734 года месяца ноября 30 дня вылит сей колокол в С.-Петербурге в церковь Рождества Пресвятыя Богородицы тщанием тоя церкви священника Тимофея с приходскими людьми. Лил комисар Семен Леонтьев». Разбит и без употребления 1).
На колокольне скита на Святой горе, в Рождественском коневском монастыре, в С.-Петербурге, устроенной над папертью под че-тырехсторонней конической крышей, имеется семь колоколов, пожертвованных в разное время усердными благотворителями. Самый большой из них, в 45 пудов, пожертвован купцом Целибеевым, а два средней величины, один в 15 пудов (1839 г.) и другой в 30 пудов (1846 г.) купцом Набилковым 2).
Колокольни особой при Воскресенском соборе всех учебных заведений, называемом Смольным, в С.-Петербурге нет, так как предполагавшаяся к постройке, по плану Растрелли, выведена была только фундаментом, который вместе с посторонними надстройками в 1833 году был разобран, для образования подъезда к собору. Колокола повешены на двух западных купольных башнях собора, во втором ярусе: на северо-западной – 5, на юго-западной -11. 1) Большой праздничный колокол, весом 607 пудов. На нем, под широким верхним бордюром, отлита гражданскими буквами, в 4 пояса, надпись: «Повелением благочестивейшаго государя императора Николая Павловича всея России отлит сей колокол для собора всех учебных заведений в С.-Петербурге с изображением вензелей их императорских величеств государя императора Николая Павловича, государыни императрицы Александры Феодоровны, государя наследника цесаревича Александра Николаевича, великих князей Константина, Николая и Михаила Николаевичей, великих княжен Марии, Ольги и Александры Николаевн». Под надписью в полукругах из пальм, снизу опоясанных гирляндами из цветов, листьев и кистей винограда, в промежутках между каждым отделением с головками херувимов, помещены вензеля, состоящие у государя и государыни из одной буквы с коронами на верху, а у прочих членов высочайшей фамилии из двух букв без корон. Снизу также идет широкий и фигурный бордюр, а под ним на верхней части кромки вырезанная надпись: «Мастер Николай Смирнов в Валдае». Этот колокол привезен был из Валдая по обыкновенному шоссе, в особо устроенном деревянном катке 1). В 1867 г. он разбит, и с тех пор звона в него не производилось. Точно также в 1869 г. разбит и колокол воскресный; но по перевеске языка и с отводом ударов в другие края, звонить в него еще продолжали до 1871 г. В сентябре месяце сего последнего года, оба колокола сняты, разбиты и отправлены для переливки. 2) Воскресный, весом в 308 пудов 32 фунта, орнаменты на нем такие же, как и на праздничном, равно и надпись, только после государыни императрицы следуют имена «Их императорских величеств государя великаго князя Михаила Павловича, супруги его великой княгини Елены Павловны и дочерей их великих княжен Марии, Елизаветы и Екатерины Михайловне», почему под надписью помещены и их вензеля. На кромке отлитая письменными гражданскими буквами надпись с именем того же мастера Смирнова. 3) Полиелейный. На нем верхний пояс состоит из сплошных шестокрылых серафимов; во втором поясе посредине, в рамке на подобие средней части складней, отлито изображение Распятия с предстоящими Божиею Матерью и Иоанном Богословом; к изображению прилегает надпись, литая славянскими, в роде нынешних готических с завитками, бувами: «1757 года генваря 25 дня вылит сей колокол в Москве, а весу в нем 240 пудов 5 фунтов». Цифры арабские, 5-я вырезана. Третий пояс состоит из широкого бордюра арабесками с фестонами, между которыми опять изображения шестикрылых серафимов. Посредине колокола под изображением Распятия фигурный овальный под короною щит, и в нем на меньшем щите вензелевое изображение имени императрицы Елизаветы.
По кромке между розетками литая надпись: «Лил мастер Константин Слизов». 4) Вседневный, весом 162 пуда 20 фунтов. Надпись начинается так же как и у 1-го и 2-го, но после слов «Воскресения Христа Спасителя», следует: «С означением вензелей министра финансов графа Егора Францевича Канкрина, и состоявшей под начальством его комиссии о докончании сего собора присутствовавших председателя действительнаго статского советника Ивана Христофоровича фонТрейблюта, членов четвертаго класса Федора Яковлевича Якубовскаго, статского советника архитектора Василья Петровича Стасова, Коллежских советников Павла Борисовича Мансурова и Василья Петровича Серова», которых вензелевыя по две буквы и помещены между такими же орнаментами, только здесь между гирляндами вместо головок херувимов простыя круглыя розетки с бантами. 5) Великопостный. Весом 132 пуда 34 фунта, орнаменты, исключая 1 пояса, который заменен простым бордюром, и надписи, сделаны также, как и на 3-ем; только в имени мастера прибавлено: «Константин Михаилов сын Слизов». 6) Весом 86 пудов 38 фунтов. С отлитыми бордюрами и херувимами, но без надписей. 7) Весом 72 пуда 5 фунтов. Такой же как и 5-й. 8) Весом 38 пудов 22 фунта. Одинаковый с 6-м. 9) С бордюром и вырезанным означением веса 20 пудов 12 фунтов. Остальные семь колоколов: 10) в 18 пудов 38 фунтов; 11) в 11 пудов 36 фунтов; 12) в 9 пудов 24 фунта; 13) в 5 пудов 28 фунтов; 14) в 2 пуда 11 фунтов; 15) в 1 пуд 3 ½ фунта; 16) в 19 ½ фунтов с одними лишь бордюрами. Колокола 3-й, 5-й, 7-й, 9-й и 11-й поступили из монастырской церкви, а прочие отлиты собственно для собора 1).
Колокольня при церкви во имя святой Живоначальной Троицы, что Лейб-Гвардии Измайловского полка в С.-Петербурге, деревянная на столбах, в ней колоколов: 1) весом 31 пуд 10 фунтов, 2) весом в 20 пудов. Против этого колокола помечено: «Вывезен в 1782 г. в Але-ксандросвирский монастырь преосвященным Виктором епископом». Возвращены в монастырь при сообщении Александросвирского монастыря архимандрита Парфения от 10 августа 1793 г. на имя строителя иеромонаха Мелхисидека, 3) В 8 пудов 10 фунтов, 4) в 3 пуда 4 фунта по описи 1802 г. показан весом 4 пуда 4 фунта, 5) в 1 пуд 20 фунтов, 6) в 1 пуд 20 фунтов и 7) в 1 пуд 10 фунтов 2).
На западной стороне, между церквами Введенского-Островского заштатного монастыря, в Новоладожском уезде, стоит отдельно каменная, трехъярусная, продолговатая снизу колокольня, с пролетною аркою по средине. В верхнем ярусе колокольни по средине и в просветах висят колокола; в средине устроена монастырская ризница, а внизу сделаны кладовая и лестница для входа на колокольню. Длина колокольни 7 саженей 2 аршина, ширина 3 сажени 1 аршин, вышина с крестом 18 саженей 1 аршин. Колокольня построена и отделана в продолжении 1857, 1858 и 1859 годов. На ней висят 11 колоколов, и все, кроме четвертого, новейшей отливки; на пяти колоколах отливные образа разных святых и херувимов и надписи, показывающие время отливки и вес колоколов. 1-й колокол, весом 195 пудов, вылит усердием доброхотных дателей 1851 г. июня во 2-й день. 2-й колокол, весом 101 пуд, вылит в 1843 г. апреля 6-й день по усердию доброхотных дателей. 3-й колокол, весом 54 пуда 33 фунта, вылит в 1848 г. 6-го апреля усердием С.-Петербургского купца Афанасия Васильевича Клинова. 4-й колокол, весом 31 пуд 10 фунтов, вылит «в 1763 тщанием и радением доброхотного строителя С.-Петербургскаго купца Насона Харитоновича сына Насонова». 5-й колокол весом 20 пудов, но когда вылит неизвестно, 6-й колокол, весом 11 пудов 6 фунтов, вылит 1849 г. 20-го сентября из разбитого колокола, бывшего весом 8 пудов 10 фунтов с прибавкою новой меди. Остальные 5 колоколов, начиная от 4 пудов 4 фунтов и до 1 пуда, надписей не имеют. О предпоследнем колоколе, весом 1 пуд 8 фунтов, сказано: «Куплен 1-го июля 1847 г.» 1).
Снаружи Троицкого собора в С.-Петербурге по обеим сторонам, возвышаются две башни, каждая с ярко вызолоченным крестом. На северной башне замечателен один колокол, весом 800 пудов, вылитый в 1658 году, иждивением патриарха Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724 году. На южной башне повешен полиелейный колокол в 200 пудов, а в 1793 году поставлены боевые часы 2).
Первая старообрядческая церковь в Петербурге была основана купцом Миловым. Император Павел I изволил лично посетить эту церковь, отслушал божественную литургию и благодарственный молебен Св. Николаю Чудотворцу и в ознаменование благоволения своего, пожаловал старообрядческой церкви крест и звон 1).
После пожара собора во имя Преображения Господня, 8-го августа 1825 года, богослужения отправлялись в доме генеральши Булатовой, где устроена была походная церковь. На площади перед домом были поставлены козлы, где повесили новые колокола; старые колокола от сильного жара растопились 2).
В 1737 году в Симеоновскую церковь были привезены для постановки на колокольне часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для играния курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера; часы эти впоследствии куда-то исчезли, и в воспоминание их остался один разбитый колокол около 10 пудов весом, с английскими надписями 1685 года; этот колокол тоже неизвестно где теперь находится 3).
Известный богач Яковлев заложил и построил каменную церковь, на ней находилось 15 колоколов. Из этих колоколов, на большем, кроме изображений престольных праздников церкви, есть портрет императрицы Екатерины II и следующая надпись: «Ассесора Саввы Яковлева, в церкви Успения, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20-го, лит в Москве на заводе Ясона Струговищикова, язык при нем железный, 17 пудов 5 фунтов» Есть предание, что при жизни Яковлева звонили в этот колокол только тогда, когда он дозволял, и у него от языка был ключ, который он сам выдавал, когда хотел 4).
В одной из зал дворца Потемкина стоял «золотой слон» в виде часов перед зеркалом (слон этот был в 1829 году подарен императором Николаем I персидскому шаху), обвешанный бахромами из драгоценных каменьев; сидевший на нем автомат, персианин, ударив в колокол, подавал сигнал к началу театрального представления 5).
На лестнице ведущей в нижний этаж Екатерингофского дворца, на стене, вместо обоев, висит большая на холсте карта азиатской России. Карта написана видимо для шутки: вряд ли найдутся в учебниках с такими названиями, как здесь; на карте также и страны света поменялись местами: вверху море Индейское и Песчаное, внизу север и Ледовитое море, Окиан (sic), к западу Камчатка и царство Гилянское на берегу реки Амура, с курьезною надписью: «До сего места Александр Македонский доходил, ружье спрятал, колокол оставил». По преданию по этой карте Петр экзаменовал ради смеха нетвердо знающих географию 1).
В церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости в Кронштадте очень интересен колокол, подаренный Анною Иоанновной. Это была модель известного большого московского колокола в 12.000 пудов и отлита вместе с ним в 12 пудов; на ней изображены были все надписи, украшения, портреты, точно так, как они находились на большом колоколе. Весьма замечательно, что когда сей последний от бывшего в Москве пожара в 1735 году разбился, то и модель его, как по некоей симпатии, почти в то же время подверглась здесь той же участи 2).
Впоследствии эта расколотая модель, хранившаяся при церкви, как редкость, растопилась во время пожара, случившегося в 1811 году 14 октября на соседнем конторском дворе и истребившего вместе с деревянной Воскресенской колокольней все надворное церковное строение 3).
На северной башне Александро-Невской лавры в Петербурге, в числе колоколов один весом в 800 пудов. Он вылит в 1658 году иждивением славного патриарха Никона, и перевезен сюда из Иверского монастыря в 1724 году. На южной башне повешен полиелейный колокол в 200 пудов, а в 1793 году поставлены боевые часы 4).
Этим пожаром была уничтожена деревянная колокольня С.-Петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором, выстроенная здесь в 1795 году, при чем колокола большой и подбольшой были повреждены, а все остальные растопились в пламени 5).
Камер-юнкер Ф.В.Берхгольц в своем известном дневнике, описывая Петербург говорит: «Церковь св. Троицы, в Петербурге, с широкою открытою колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие сами собою через каждую четверть часа «Господи помилуй». Крепостная же церковь самая большая и самая красивая в Петербурге. Куранты на её колокольне так же велики и хороши, как Амстердамские, и стоили, говорят, 55.000 рублей.
На них играют каждое утро от 11 до 12 часов; кроме того, каждые полчаса и час они играют еще сами собою, приводимые в движение большою железной машиною с медным валом 1).
«День св. Крещения, этот большой праздник у русских, начался в полночь звоном колоколов, продолжавшимся почти во всю ночь» 2).
В Аренсбурге на острове Эзель в русской церкви находится любопытный колокол времени Ивана Грозного, со следующей надписью: «Божию милостью и помощию святыя Живоначальныя Троицы лета «С» шестьдесятаго (7060 г. от СМ), а месяца сентября в 8-й день на Рождество Пресвятой Владычицы слит бысть колокол сей при державе царя и государя великого князя Ивана Васильевича всей Руси и при архиепископе Великаго Новгорода и Пскова владыки Серапиона, а лил мастер псковитянин Прокофий Григорьев сын колокольник – слава Богу, аминь».
Об этом колоколе А. Благовещенский 3) говорит следующее: «Не дивна ли судьба этого колокола? Отлитый в лето взятии Казани (7060 г. – 1552) при державе царя Иоанна Васильевича Грознаго, в упорной борьбе отстаивавшаго исконныя права русскаго народа на прибалтийскую окраину и созывавший некогда на молитву православных чад святой Руси в пределах смежной области Псковской, ныне, волею провидения, он мирно благовествует православие в бывшем стольном городе датскаго принца Магнуса.
Не взывает ли саремалинский колокол сей, современник давно исчезнувших поколений, вразумительным для верующаго сердца гласом: «Люди проходят яко тень на земле! вечна и незыблема едина вера Христова, лучезарно сияющая в церкви православнаго Востока».
Этот колокол, небольшого веса, отличался красотой и силой звука, который могучею волною разносился по всему острову.
Только в самое последнее время звук его ослаб и поблек, как говорят, потому, что язык его был велик и тяжел и значительно опустился 1).