7. Звонницы и колокольни (27 стр. – 30 стр.)
Когда колокола были небольшие, их подвешивали на стене или на крыше, но с увеличением их размеров пришлось изменить и характер церковных построек; при церквях стали делать пристройки – колокольни или звонницы, первоначально отдельно, а затем в соединении с церковью.
Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра. Самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Это – круглые башни, стоящие отдельно от церквей.
В Западной Европе, начиная с XI века, число колоколен быстро возрастает – не потому, чтобы их требовала величина и вес колоколов, все еще не значительные, а потому, что в наступившие смутные времена церквям и монастырям угрожала опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников.
Эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно – играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.
У нас в России первоначально колокольни или вежи были самого примитивного устройства. В большинстве случаев они представляли из себя деревянные козлы, на особой перекладине которых висели колокола. Впоследствии эти козлы послужили прототипом древних звонниц; что же касается колоколен в виде башен, то они появились уже значительно позже.
Колокольни, по-видимому, впервые появляются у нас в Пскове и Новгороде, по образцу тех, которые мы встречаем в Греции в византийский период, а также на западе, т.е. в виде стенки с несколькими пролетами для колоколов, каковы, например, многие уцелевшие до нашего времени звонницы в Пскове и Новгороде. Построение первых новгородских колоколен должно относить к построению первых церквей в Новгороде, хотя летописи не упоминают о них вместе с построением храмов. А что действительно в XI уже веке были колокольни, это видно из повествования о приходе в Новгород полоцкого князя Вселава Брячиславича, снявшего с Софийской колокольни колокола в 1066 году и из жития преп. Антония Римлянина, прибывшего в 1106 году во время утрени к Новгороду и слышавшего в нем великий звон.
Известно даже и о том, что древние колокольни в связи с церквями не были строены до XVII столетия, исключая только того случая, когда церковь служила вместе и колокольнею, имея па верху своем колокола.
По устройству своему древние Новгородские колокольни или звонницы были продолговаты и стенообразны, подобные остав-шейся колокольне Софийского собора (1439), и некоторым другим в меньших размерах.
С XVI и особенно с XVII века начали строить колокольни шатровые восьмиугольные с каменным или деревянным наверху широким шпилем. На них с XV века упоминаются вместе с колоколами и боевые часы, по коим евфимиевская колокольня, или вернее башня, в 1436 году названа часозвоннею 1).
Эта форма с северо-востока перешла в Москву, по крайней мере на основании многих данных, можно судить, что до XVI века там, кажется, колоколен не было и что даже в начале XVII века они имели весьма малое распространение, а наша избитая каменная шатровая колокольня в ее окончательно развитом виде, т.е. с несколькими ярусами слухов и луковичною главой, есть всецело принадлежность Романовской эпохи.
Мы знаем из летописи, что при царе Федоре Ивановиче (1591–98) главный колокол, весом в тысячу пудов, висел на деревянной колокольне среди кремлевской площади.
Затем у Олеария на изображении одной из московских церквей нарисованы колокола, подвешенные просто на деревянной перекладине, опирающейся одним концом в церковный подоконник, а другим на столб (см. рис.), а на виде Нижнего Новгорода представлены два больших колокола, которые висят на толстых раскошенных столбах с перекладиной.
В некоторых старых московских церквях уцелели еще звонницы. Так, например, в церкви села Дьякова, основанной в начале XVI века Великим Князем Василием Иоанновичем, сохранилась звонница, совершенно сходная по своему виду с Псковско-Новгородскими, но только с разными добавочными украшениями московского характера 1).
Любопытное описание таких древних колоколен находим в так называемой «Описной книге церквей Княгининского уезда, 1672 года» 2), например, – «колокольница – поставлен столб, покрыт тесом» или: «Колокольня на четырех столбах, покрыта шатром тесовым, с крестом, а на ней пять колоколов».
Точно так же и в летописи есть описание таких древних колокольниц, так, например, под 1572 г. летописец говорит: «Да того же месяца в 2, в субботу, на Дворищи колокол новой поставили, у Жен Мироносиц, у двора государского на четырех столбех на переклади».
Впрочем в это время были уже колокольни, отличавшиеся красотой формы. Летописец 1547 года говорит так: «У Вознесенья, у хорошия колокольницы за Неглимною на Никитской улице» 3).
Как и в Западной Европе, колокольни служили у нас вместе с тем и сторожевыми башнями, а на колокольне Дивногорского монастыря в 1714 году было даже три железных и одна медная пушка 4).
Вообще, наши монастыри, особенно в смутное время, представляли из себя нечто в роде крепостей. В синодике Святогорского монастыря упоминается даже о пушкаре-монахе Иакове 1).
С течением времени колокольни служили главным образом не более, как архитектурной частью, а древние звонницы совершенно пропали.
Свящ. Сергий Полянский 2), описывая Часовую башню в селе Коломенском, говорит, что наверху, где помещались колокола для курантов, а ныне находится звон Вознесенской церкви в разных местах были вмазаны голосники. Указания на существование голосников на других колокольнях мы нигде не находим.
Иногда при храмах воздвигалось по несколько колоколен, как например, при храме Христа Спасителя в Москве, в Исакиевском соборе в Петербурге и во многих норманских церквях.