4. Колокольный звон и Христианская церковь (17 стр. – 18 стр.)
Первый, упомянувший в своих сочинениях о церковном применении колоколов на Западе, был Gregor von Tours (VI в.). Он часто упоминает о «Signa»; «Signum ecclesia»: так называли прежде колокол, который служил для собирания общества в утренние, обеденные и вечерние часы богослужения.
Из его описаний видно, что тогда больших колоколов еще не существовало. В VII в. при церквях колокола уже встречались чаще.
Предполагают, что британские и ирландские миссионеры познакомили с колоколами Германию, где в монастырях и церквях они встречались в VIII веке, но только с IX входят во всеобщее употребление.
Официальное введение колокольного звона приписывают папе Сабинианусу (604-606).
Похоронный звон ввел Beda der Ehrwurdige в 703 году.
Спеклин (писатель в XVI в.) рассказывает, что во время чумы, свирепствовавшей в 1427 году в Страсбурге, колокол, называемый Святой Дух, дал трещину, благодаря усиленному звону по случаю многочисленных похорон, и что пришлось его потом переплавить. Он прибавляет, что богатые граждане города, во время плавки металла бросали много золота и серебра в плавильные печи 1).
В России, как и на Западе, во время заразных эпидемий звонили в колокола и служили молебны. Т.П. Пассек 2) в своих воспоминаниях говорит по этому поводу следующее: «в октябре месяце преосвященный митрополит Филарет учредил крестный ход и молебствие, «да мимо идет скорбная чаша».
«В назначенный день для молебствия погода стояла мрачная, туманная; из серых облаков, заволакивающих небо, сеялся мелкий дождь, но, несмотря на это, помосты всех церквей были покрыты народом. В церквях раздавался унылый звон колоколов, призывавших всех на молитву миром».
Во время морового поветрия в Казани подняли икону Смоленской Божией Матери. Когда икона была внесена в Воскресенские ворота, то по всем церквям приказано было начать колокольный звон, который продолжался до тех пор, как чудотворный лик обнесли вокруг стен кремлевских 3).