Четверг, 12 декабря 2024

Колоколонесущие сооружения

Для размещения колоколов и произведения колокольных звонов в России строились различные колоколонесущие сооружения.

В первоначальные времена колокола могли подвешиваться на примитивных деревянных звонницах в виде перекладины, утвержденной на нескольких столбах. Позже, когда увеличилось количество и возрос вес колоколов, возникла необходимость в появлении сложных колоколонесущих сооружений, возводимых в непосредственной близости от храмов на собственном фундаменте. Колоколонесущие сооружения развивались и трансформировались в соответствии с увеличением веса и количества колоколов и развитием самих колокольных звонов. Поначалу примитивные приспособления для развески немногочисленных колоколов переросли в выдающееся явление в русской и мировой архитектуре. В самых ранних русских летописных и иных изобразительных источниках описываются и изображаются различные деревянные церкви и колокольни.

Деревянные колокольни строились отдельно от храмов или возводились вместе с храмом над западным входом. На русском севере известны многочисленные случаи возведения колоколен при часовнях. Исторически деревянных колоколонесущих сооружений насчитывалось три вида: а) примитивные звонницы в виде двух столбов с перекладиной или в виде одного столба с крестообразной поперечиной, на которой подвешивались колокола совсем малых весов; б) столбчатые колокольни; в) срубные колокольни.

Колоколонесущая способность деревянных колоколен намного ниже, чем у каменных сооружений. Поэтому вес большого благовестного колокола на прежних деревянных колокольнях обычно не превышал 50-60 пудов (до тонны). На места размещения колоколов в храмах в XIII—XIV веках проливают свет некоторые археологические реконструкции и натурные исследования новгородских церквей XIII-XIV веков. Так, например, в новгородской церкви Спаса на Ковалёве в двухъярусном северном притворе в арке второго яруса располагалась балка для колоколов. Подобные двухъярусные притворы имелись во многих храмах по Руси и не только в новгородских землях. Размещение, таким образом, тогда еще немногочисленных колоколов было удобно с точки зрения защиты звонарей от осадков, но не совсем отвечало акустическим принципам развески колоколов, с предпочтительным полным внешним размещением. В северных русских монастырях Кирилло- Белозерском и Ферапонтовом сохранились церкви XVI в., в которых колокола размещались под сводами закомар в специальных нишах. Храмы с подобным размещением звонов в элементах собственной церковной архитектуры получили именование церквей «иже под колоколы». В церкви Архангела Гавриила (1531-1534 гг.) Кирилло-Белозерского монастыря «звоны» (колоколоприёмные ниши) были позже заложены, а в церкви Благовещения Ферапонтова монастыря «звоны» были отреставрированы и теперь хорошо видны места размещения колоколов. В этих случаях колокола развешивались строго по одному колоколу в каждом проёме-звоне. Высота размещения колоколов была небольшая, порядка 6-8 метров, что позволяло звонарям звонить с земли, не поднимаясь к колоколам.

По старинным описям известно, что почти при каждом монастырском храме существовал свой набор колоколов, несмотря на наличие общей большой звонницы или колокольни. Мастера зодчие выкладывали столько проёмов-звонов, сколько имелось или предполагалось колоколов. Колокола в подобных системах располагались по разным сторонам церкви на нескольких стенах. Звонари не видели друг друга, но для XVI века это было необязательно, так как звон в те времена представлял собой перезвоны и переборы, при которых звонари ударяли в колокола поочередно один за другим. Естественно, что с обретением большего числа колоколов и появлением ритмических звонов подобные конструкции уже не устраивали звонарей и постепенно предпочтение отдавалось отдельно стоящим звонницам и колокольням.

Звонница — это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором предпочтительно горизонтальное расположение составляющих членений. Звонницы-стены — приспособления для полного наружного размещения колоколов при церквах — это один из древнейших видов колоколонесущих сооружений. Они во множестве сохранились в Псково-новгородских землях. Единственной звонницей-стеной, сохранившей древний (очепной) способ раскачки больших благовестных колоколов, является большая звонница Псково-Печерского монастыря. Сохранились одноярусные и многоярусные звонницы. Принцип сооружения звонниц, как и всех прочих колоколонесущих сооружений, был одинаков. Звонница могла сооружаться с учетом заранее определенного веса и количества колоколов, или же к существующей звоннице добавлялись проемы и надстраивались ярусы с целью размещения новоприобретенных колоколов. Звонницы-стены имели широкое распространение и в московских землях. Сохранились такие звонницы XVI века в селе Коломенском на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, при церкви Святой Троицы в селе Вязёмы под Москвой и многих других местах.

В начале XX века с возвращением в практику строительства храмов в Русском стиле звонницы-стены вновь стали возводиться при строящихся храмах. В старину звон на звонницах- стенах производили с земли, раскачивая колокола при помощи очепов или привязывая к языкам достаточно длинные веревки. Таким образом, звонари не имели надобности подниматься к колоколам. На многих звонницах-стенах подъём к колоколам вовсе отсутствует. Но со временем, когда звон в “языки” постепенно вытеснил очепной способ звона, появилась необходимость в лестницах, ведущих к колоколам, и в звонарских помостах-площадках для обустройства системы звона, что и видно на многих сохранившихся звонницах или на старинных изображениях церквей со звонницами.

Колокола на звонницах-стенах лучше всего размещать так, чтобы было возможно подвести тяги от языков к единому центру и удобно было бы звонить одному или двум звонарям. В середине- конце XVII века получили широкое распространение звонницы — галереи или палатные звонницы. Одним из примеров для подражания при сооружении палатных звонниц послужила Успенская звонница Московского Кремля, сооруженная в окончательном варианте в конце XVII века. Палатные звонницы предполагали наличие в звоне сверхтяжелых благовестных колоколов, весом 1000 пудов и более. Так, великая Успенская звонница в Московском Кремле несла на себе пять благовестников: Царь-колокол в 8000 пудов, который, предположительно, был очепным, двухтысячепудовый “Реут”, тысячепудовый “Воскресный”.

Колокольня — это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором предпочтительно вертикальное расположение составляющих членений. Колокольни бывают одноярусные и многоярусные по вертикали, квадратные, восьмигранные или круглые в плане.

Первой и самой известной каменной столпообразной колокольней является возведенная в самом начале XVI века в подмосковном селе Коломенском колокольня при церкви Вознесения, которая позже, при основании в ее нижнем помещении престола в честь Великомученика Георгия, стала церковью «иже под колоколы». В 1505—1508 гг. в Московском Кремле строится церковь Иоанна Лествичника, знаменитая колокольня.

Одной из древнейших русских многоярусных шатровых колоколен является построенная в 70-е годы XVI века в Александровой слободе церковь во имя Распятия Господня (65 метров). Самый распространенный тип шатровых колоколен — это одноярусные (говоря о ярусах, имеется в виду ярусы звона, а не отвлеченные архитектурные членения в виде всевозможных валиков и карнизов). Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. В XVII веке трудно представить себе русскую церковь без восьмигранного шатра над западным входом в храм. Шатровая колоколенка являлась почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Именно такая церковь и колокольня изображены на полотне Саврасова «Грачи прилетели».

Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя вторые шатры, расположенные над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имели и играли декоративную роль.

Известным случаем исключения, когда колокола в шатровых колокольнях подвешивались в два яруса, является колокольня при малом (старом) соборе Донского монастыря в Москве, где в слуховых окнах, расположенных в гранях шатра над ярусом звона, имеются деревянные балки для подвески колоколов.

В конце XVII века (1680-1690 гг.) с появлением в России нового архитектурного стиля, позже названного «русским, нарышкинским, московским барокко», полумногоярусные столпообразные восьмигранные сооружения. Такие колокольни могли сооружаться над храмом, или входить частью в какую-либо более раннюю систему, или возводиться над входом в монастырь. Наиболее известны из них это надвратная колокольня Высоко-Петровского и Андреевского монастырей (нач. XVIII в.) в Москве и колокольня Пафнутьева-Боровского монастыря 1688 г.

Основным отличием этих столпообразных колоколен является отсутствие внутреннего свода или перекрытия между ярусами звона и завершение колоколен главой на барабане, поставленном над сводом. Диаметры верхних ярусов этих колоколен обычно равны по размерам диаметрам нижних ярусов, то есть поэтажное расположение ярусов звона не обязательно предполагает уменьшение верхних ярусов колоколен. Несмотря на два яруса арок колокола для звона в столпообразных колокольнях развешивались, как правило, в нижнем ярусе, за исключением тех случаев, когда колокола для курантов размещались в арках верхнего яруса.

Наряду с большими (40-50 метров) отдельно стоящими столпообразными колокольнями возводились и малые столпообразные колокольни, входившие в комплекс храма. Известны колокольни, возведенные над западным входом в церковь и над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, тогда как нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

С привнесением на русскую почву западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой лавры, где на массивном первом ярусе возведены ещё четыре колоколонесущих объёма. Во втором ярусе (апартаменте) располагались три больших благовестника «Царь» 4000 пудов, «Годунов” 1200 пудов и «Корноухий» 1017 пудов. Весь основной звон размещался в третьем ярусе (там он размещается и поныне). Выше, на четвертом ярусе, одиноко висит колокол «Переспор», он же «Часовой». О пятом ярусе сказано, что там находятся колокола один по весу наподобие «Никоновского» (ок. 30 пудов), прочие же все мелкие. Все колокола этого яруса не действовали. Из истории звонов лавры известно, что после развески всех колоколов на колокольне звонить слаженно, в ритме благовестника было невозможно. Есть даже упоминание о визите митрополита Платона Левшина, при котором были завершены работы по обустройству лаврской колокольни, в Ростов Великий. Преосвященному очень понравились звоны ростовских звонарей, и он имел желание завести у себя такие же. Но из-за поярусной развески колоколов на Лаврской колокольне это не могло быть осуществлено. Тогда была сконструирована и построена машина, производящая звон в колокола первого яруса звона при помощи тяжелых молотов, но машина оказалась столь тяжела, что грозила сохранности сводов колокольни. По этой причине она была разобрана, и к колоколам вновь привесили языки (1760 год). Если было возможно, то все колокола на многоярусных колокольнях старались вешать в одном из верхних ярусов. Так было на колокольне Богоявленского собора в Елохове. Тогда звон получался слаженный в едином ритме благовестника, красивый и мощный. Если же колокола находились на разных ярусах, то звон получался разнобойный, «ералашный».

Часто звонари, пытаясь устроить звон в едином ритме на разных ярусах, применяли различные нехитрые приспособления. В Троице-Сергиевой Лавре, например, язык колокола «Переспор» при помощи блока подведен на нижний ярус звона к прочим колоколам. В условиях современного города и городского шума нужно знать, что колокол тем дальше будет слышен, чем выше он будет находиться. Поэтому размещать колоколонесущие балки в арках яруса звона колоколен нужно как можно выше. Обычно малые колокола размещаются в окнах, а большие — внутри колоколен. Низкий звук легче огибает препятствия. Лучше когда колокола размещаются на одном уровне.

Руководитель курсов церковных звонарей села Верзилово.
Выпускница Московской Школы Звонарей Ильи Дроздихина
Суховерхова Марина Юрьевна