Среда, 11 сентября 2024

Божественные звуки

В Светлую Седмицу каждый сможет стать звонарем. Еще длится Великий пост, но совсем скоро наступит время, когда мерный и скорбный постовой звон на колокольнях сменится ликующим пасхальным трезвоном.

Популярность звонарного искусства в последние годы возрастает. Фестивали проводятся уже не только в Ростове или Москве, но и в Подмосковье. С легкой руки Московской школы церковных звонарей в области уже получили постоянную прописку фестивали «Верзиловские перезвоны», «Зюзинские перезвоны», которые проходят в селах Верзилово Ступинского района и Зюзино Раменского района. Фестиваль «Перезвон» школа проводит с 1999 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго – его называют крупнейшим в России по количеству участников.

«Перезвон» встречали уже во многих храмах Москвы. В нынешнем году он состоится 12 мая в храме Евфросинии Московской в Котловке, недалеко от станции метро «Нахимовский проспект».

С давних времен на Руси сложилась традиция, разрешающая на Светлой Седмице каждому желающему звонить в храмовые колокола. Но есть некоторые ограничения. Вряд ли вас пустят на колокольню, если место звонаря там не оборудовано и пребывание постороннего человека может закончиться для него плачевно. Не благословляется звонить и во время богослужения, чтобы не мешать молящимся, а также в будни после 10 вечера – согласно муниципальному законодательству. И, конечно же, звон, кем бы он ни извлекался, пусть даже абсолютно неподготовленным человеком, непременно должен быть благоговейным, не приводящим к разрушению колокола или обрушению колокольни. При соблюдении данных требований – звоните на здоровье!

Наш собеседник – руководитель Московской школы церковных звонарей, директор колокольной мастерской. И прежде всего звонарь, уровню мастерства которого завидуют многие профессионалы.

 – За годы борьбы с Церковью были утрачены традиции звона. Вы не чувствовали себя человеком не от мира сего?

– Мне повезло, моя колокольная судьба стала складываться в период возрождения православия в нашей стране. Время трудное, но интересное. Мы ничего не выдумывали от скуки. Очень не хватало звонарей – мы открыли школу. Требовались колокола – стали пробовать свои силы в их изготовлении. Многое поначалу осваивалось методом проб и ошибок, и первые наши колокола были очень далеки от совершенства, но все же они выполнили свою задачу. Сегодня дефицит и звонарей, и колоколов остается, но ситуация уже претерпела качественное изменение. Сегодня наши колокола способны выдержать серьезные испытания. Они вышли из огня и сами стали пламенными проповедниками.

– Вы говорите о колоколах, как о людях.

– Это не моя придумка. В западной традиции колокола вообще крестят, как людей. Надевают на них крестильную рубашку, нарекают имя – Мария, Петр. На Руси такой традиции никогда не было, но очеловечивание колокола видно из названий его частей – уши, язык, плечи, тулово, юбка. Колоколу могут дать имя – Лебедь, Царь-колокол. Набатный колокол, который созвал на соборной площади Углича горожан, возвещая о смерти царевича Дмитрия, был «сослан» в Сибирь. Судьбы колоколов часто напоминают людские. Они также стареют – со временем их голоса начинают звучать ниже на часть тона, гибнут в лихие времена войн и революций.

– Большинство из нас имеют представление о технике отливки колоколов исключительно на основе фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Сегодняшняя технология как-то изменилась?

– И да, и нет. С одной стороны, в наше время нет нужды отправлять экспедиции в поисках особо прочной глины для формовки при литье сейчас применяется дорогая, но самая качественная и быструю технологию с воздушной сушкой, называемую «шоу-процессом». Однако литье колоколов по-прежнему остается таинством, не всегда подвластным разуму и опыту человеческих рук. То, что на голос колокола может влиять малейшее движение воздуха или резкий звук – не выдумка, не суеверие. Это данность, поэтому присутствие посторонних лиц в момент отливки крайне нежелательно, а сами мастера, отлив колокол, покидают цех до следующего дня.

– У звонарей тоже есть профессиональные секреты?

– Конечно, если учесть, что звонарь – это не профессия, а веление души. Колокольный звон можно назвать музыкой лишь во-вторых, а во-первых – это молитва в звуке, «икона звучащая».

– Кто сегодня приходит учиться звонарному делу?

– Секреты колокольного звона постигают и школьники, и звонари, уже имеющие практический опыт, независимо от пола и возраста. Конечно, как правило, эти люди мотивированы на помощь своему приходу, имеют благословление от настоятелей. Но немало и тех, кому просто дороги традиции страны, кто считает неспособность отличить голос подзвонного колокола от голоса благовестника таким же неприличием, как неумение пользоваться столовым ножом. Все они с удовольствием приезжают на наши фестивали. Радует, что эти мероприятия все в большей степени становятся семейными.

– Насколько мне известно, география лично ваших поездок весьма обширна.

– Да, сначала пришлось поколесить по стране – хотелось ближе познакомиться с традициями колокольного звона. Потом настало время «отдавать долги» – откликаться на просьбы настоятелей или звонарей настроить звучание колоколов в звоннице, наладить систему управления звоном. Поэтому мы работали во многих городах России от Калининграда до Владивостока. Два года назад установили колокола в соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и в Горненском монастыре. Там же учили сестер колокольному звону. Это, конечно, очень памятно для нас и очень дорого.

– Пасху, наверное, ждете с особым нетерпением?

– Конечно, это же праздников праздник. Хотя для звонарей – время почти непрерывной работы. Мы даже занятия в школе звонарей прекращаем, устраиваем недельные каникулы. Наша школа на Пасхальной неделе даст семь концертов колокольных звонов – они пройдут в разных храмах Москвы.

– Какова программа этих концертов?

– Она везде одна и та же – импровизация. Как ни одна проповедь священника не повторяет другую, так и не бывает двух одинаковых колокольных звонов. Импровизируя, звонарь выполняет главную свою задачу – зажечь в сердце человека искру веры.

Наталья МОТИНА
«Неделя Подмосковья»,
№ 16 (616) 25 апреля – 7 мая 2013