Пряничный домик. Малиновый звон
Бубенцы и колокольчики – древнейшие предки колокола. Из бронзы, железа, серебра и даже из стекла. Вот такой напоминает о последнем школьном звонке, а этот часто вешают на дверь, и не только для того, чтобы он оповещал о приходе гостя.
Испокон веков жизнь на Руси проходила под звон колоколов. Они звучали во время больших торжеств, призывали к молитве и приветствовали возвращение полков с поля брани. Так называемый метельный звон спасал заблудившегося путника. Союз жениха и невесты скреплял венчальный звон, для сердца русского человека нет звуков более благостных, чем музыка колоколов.
Для любого человека, для православного и неправославного, колокола – это в первую очередь церковная принадлежность.
В преданиях говорится, что церковные колокола имеют душу, живут и мыслят. Рассказывают, что они не раз звонили сами по себе, когда до них никто не дотрагивался. Это было предупреждением о грядущей войне и голоде. Колокольный звон действует таинственно и непостижимо. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии на расстоянии нескольких километров. Во времена эпидемий колокола не умолкали сутки напролет.
Специально отливали колокола против эпидемии чумы. Яркий пример – «Чумной» колокол храма Ризоположения на Донской весом около трех тонн.
Сегодня в России более 27 000 действующий православных храмов. И у каждого церковного колокола свой неповторимый голос. Его тембр зависит от формы, размера, состава сплава, толщины стенок колокола, но прежде всего от рук мастера и технологии литья. Голос колокола можно сравнить разве что с человеческим.
По словам руководителя Московской школы звонарей Ильи Дроздихина: «Русский колокол значительно отличается от европейских собратьев, он строится по другому профилю. У нас более богатый обертонами колокол. В одном колоколе собрана маленькая звонница. Такого нет в других странах, у других производителей. С точки зрения европейцев наши колокола неправильные, так как колокол дает сразу несколько звуков. Но нашему русскому человеку именно этот звук дорог и любим с детства. С точки зрения европейского производителя колокол должен давать чистую ноту».
Исследования в области биоакустики показали: ультразвуковой диапазон колокольного звона полностью соответствует резонансной структуре человека. Кстати, история отношений между человеком и колоколом хранит немало загадок.
Между прочим, части колокола называются так же, как и у человека: голова, туловище, губа, уши, язык. Колокол вещает, разговаривает с людьми.
Если человека при рождении крестят, то колокол благословляют, без этого он никогда не занимает место на колокольне. Случалось, что колокола, как и люди, несли наказание.
Ссыльный Угличский колокол, который оповестил о смерти царевича Дмитрия, сбросили с колокольни, дали ему двенадцать плетей, вырвали язык и сослали в ссылку в Сибирь. Позже колокол помиловали.
На Руси колокола всегда украшали: узорами, орнаментами, иконами. Именно поэтому в создании колокола обязательно принимает участие художник.
Первый частный колокололитейный завод появился в 1687 году в Москве, в Колокольниковом переулке. Потом были основаны заводы в Пушкарях и на Сретенке. Сюда, в район Сухаревой башни, в XVIII веке переехало большинство пушечных и колокольных заводов. Именно там появились знаменитые на весь мир колокольные заводы Павла Финляндского и Андрея Самгина.
Осталось описание технологии литья колоколов, сделанное монахом Теофилом в начале XII века. Колокол льют в литейной яме. Его форма состоит из двух частей: глиняной болванки и верхней части – кожуха из железных прутьев, обмазанных глиной. Болванку и кожух обмазывают жиром, обжигают, кожух поднимают. Мастер входит под кожух и на внутренней его стороне накладывает надписи и орнаменты. Пустоты заливаются расплавленной бронзой. Вся форма при этом засыпается землей, чтобы будущий колокол не разорвало. Остывает колокол около недели. Потом его освобождают от земли, снимают кожух, вынимают из ямы, шлифуют и отделывают. Затем наступает решающий момент: пробуют звон.
За многие века технология литься колоколов практически не изменилась.
Руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин рассказывает об истории развития колоколов: «Наши колокола отличаются от европейских еще и тем, что после падения Татаро-монгольского Ига мы изменили систему управления колоколами. Колокола перестали раскачиваться, проще ударять за сам язык, а не целиком раскачивать весь колокол. Один звонарь управляет сразу всем колокольным набором.
Преимущество русского звона было еще и в том, что раскачивание только языка не разрушало колокольню. Это позволяло отливать и устанавливать колокола огромных размеров.
С XVI века у нас происходит революция в колокольном деле, мы начали отливать очень большие колокола. Если в Европе вес самого большого колокола за всю историю 27 тонн, то наш Царь-колокол весит 200 тонн. То есть мы можем говорить о том, что наша традиция литья более передовая».
Многие из нас в детстве чувствовали себя лилипутами рядом с Царь-колоколом Московского Кремля. Мало кто знает, что у этого «Гулливера» было два младших брата, то есть царь-колоколов в истории России было три.
Первый Царь-колокол весил около 120 тонн и разбился практически сразу после того, как его отлили. Из него переплавили следующий Царь-колокол весом 160 тонн, то есть 10 000 пудов. Он использовался порядка пятидесяти лет, очень много сохранилось описаний путешественников и послов насколько он был могущественный и величественный. К сожалению, колокол разбился при пожаре. Пожары довольно часто происходили в Москве. Колокол разбился, и из него решили перелить еще больший колокол — колокол в 200 тонн. Его приготовили в ультракороткие сроки: за одиннадцать месяцев — подготовили формы и залили металл. Но случился пожар. Деревянные конструкции, на которые был подвешен колокол, загорелись, и он упал в яму. От него откололся это кусок 11 тонн, из-за перепада температур. Испугавшись, что колокол расплавится, его начали заливать холодной водой, и от него отвалился этот кусок.
Однако Россия может гордиться не только колоколами-гигантами, но и совсем маленьким валдайским колокольчиком, чисто русским изобретением.
Тройка мчится, тройка скачет… А это валдайский колокольчик, его еще называют ямщицкий. Путешествие в старину без валдайского колокольчика было невозможным. Он задавал ритм лошадям и сопровождал пение ямщика.
Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV века Вечевым Новгородским колоколом. По легенде, из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики. Если профессия ямщика стала уже историей, то звонари по-прежнему востребованы. Они во все века почитались на Руси как исполнители колокольной молитвы, хотя и не имели церковного сана.
Естественно, чтобы созывать верующих, нужно быть самому православным. В школу звонарей приходят совершенно разные люди: кто-то с музыкальным образованием, кто-то без музыкального образования, у кого-то высшее, консерваторское, кто-то не поднимался на колокольню ни разу. Главное – желание, если желание есть, то все получится.
В Московской школе звонарей Ильи Дроздихина готовят специалистов, которые могут звонить на любом наборе колоколов на основе русских традиций. Многие люди готовы оставить свою профессию и работать на колокольне в деревне, где родились. Кстати, многие заблуждаются, полагая, что звонарь – профессия исключительно мужская.
Среди выпускников Московской школы звонарей 2/3 женщины. Мужской более тяжелый, а у девчат он как ручеек, переливающийся.
Колокольный звон – это большая радость, многие звонари это подтвердят. Колокола – это уникальный музыкальный инструмент, который ни с чем не сравнить.
На Руси к колоколу всегда было особое отношение. Он отводил и болезни, и бури, и дьявольские козни. Знаменитым колоколам давали имена: Сысой, Лебедь, Царь-колокол. Люди умели распознавать язык колокольного звона. И во все времена ждали благовеста, несущего добрую весть.
ВГТРК «Культура»
«Пряничный Домик. Малиновый звон»
Август 2012 года