Четверг, 10 октября 2024

В Японии

В далекой Японии, в столице ее, г. Токио, и в провинции, имеются русские православные церкви, насчитывающие среди чад своих много верующих русских и много принявших св. крещение японцев.

Апостолом Японии, насадителем в ней христианской православной веры, был архиепископ Николай (Касаткин). После кончины его, последовавшей в 1913 г., православные церкви Японии возглавлялись почти 30 лет епископом Сергием (Тихомировым), впоследствии Митрополитом Сергием Японским, скончавшимся в 1945 году.

Давно уже отзвучал в нашей стране колокольный звон, сопровождавший упомянутые выше торжества. Тем не менее Редакция считает возможным поделиться с читателями журнала содержанием статей гр. Беляева, дающих представление о том, как жила русская Церковь в Японии до войны, в военное время, как она живет в настоящие дни.

«Пасхальная заутреня в Токийском Кафедральном соборе», — пишет гр. Беляев, — проходила в бытность Митрополита Сергия Японского начальником миссии в торжественной обстановке. Ярко освещенный огромный собор заполнялся японскими и русскими христианами, иностранцами, проживавшими в Токио, даже японцами, не просвещенными еще светом Христовой истины, которые приходили, чтобы получить из рук Владыки пасхальные красные яички. По окончании Литургии Владыка христосовался с богомольцами и наделял каждого красным яичком. По количеству розданных яиц и определялось число посетивших собор — Владыка Сергий заготовлял их всегда к Пасхе более 1000 штук и раздавал все без остатка».

Обстановка богослужения была торжественная: сонм японского духовенства в блестящих ризах, пение большого японского и русского хоров. Только звона не было; чтобы не беспокоить проживавших в районе церкви японцев нехристиан, ограничивались тремя ударами в большой колокол.

В 1941 г. Владыка Сергий был удален от управления миссией. Начались церковные нестроения среди японских христиан. Русские объединились вокруг молитвенного дома Митрополита Сергия, «охладели к собору». Район Суругадая был объявлен запретной зоной. Почти всех русских перебросили в местечко Куруизава, где не было ни церкви, ни священника.

Подходила Пасха 1945 г. Вот что рассказывает об этом времени гр. Беляев: «6-го мая Пасха Христова, Пасха без службы церковной… Как тяжело православному христианину проводить Праздников Праздник в будничной обстановке! По нашей усиленной просьбе японские власти разрешили нам собраться на молитву в частном доме, с непременным условием «не произносить никаких речей». Пропели мы в присутствии полицейского чиновника пасхальные песнопения, похристосовались и разошлись по своим домам». Гр. Беляев вспоминает 1945 год, как год тяжелых испытаний: «Сорвалось неосторожное слово — донос, а дальше застенок со зверским истязанием души и тела». Но уже стали появляться слухи: «Германия разбита, советская армия в Берлине, — капитуляция». — «Господи, Боже мой!, — восклицает гр. Беляев, — какой радостью переполнялись наши сердца! Но мы не могли открыто выражать свой восторг. С опаской, с осторожностью приветствовали самых близких, самых надежных: «Воскресе Христос — и воскресла наша многострадальная, но непобедимая Родина». Затем события развертывались с молниеносной быстротой. «8-е августа — объявление войны Японии со стороны Советов. Задержавшихся в Токио русских усиленно гонят в Куруизава. 10 — внезапная смерть нашего любимого архипастыря Митрополита Сергия. Убогие похороны… 13-е на ушко, по секрету, передают о мире, и вот 15 августа японский император объявил по радио мир. Этот день был для нас днем второй Пасхи. По заключении мира мы, русские, получили полную свободу».

Пасха 1946 г. «В половине 12-го раздался благовест большого соборного колокола (в эту Пасху мы уже не стеснялись, что звоном нарушим покой мирно почивающих соседей!)». Началась полунощница. Поет усиленный японский хор. Настоятельствует председатель Японской Духовной Консистории протоиерей о. Самуил Узава в сослужении двух священников.

Совершается крестный ход вокруг собора при мощном пении двух хоров, японского и русского, при трезвоне во все колокола.

Пасхальная служба прошла торжественно. Присутствовало много американцев военных, не говоря уже о русских и японцах. Протоиерей Узава посетил всех русских на дому со святым крестом. (Японское духовенство посещает свою паству с молитвой вплоть до Вознесения, в виду разбросанности православного населения).

День первой годовщины Победы СССР над Германией был отмечен общественным молением в Токийском соборе. В 6 час. вечера под благовест большого соборного колокола собрались русские люди на торжественную панихиду по убиенным воинам. Были и представители Советского Союза, штатские и военные в полной парадной форме в количестве 20 человек. Совершал панихиду протоиерей Узава, японец, на русском языке, пел русский хор. Председатель Русского общества в Токио, Ф. Д. Швец, перед началом панихиды призвал всех собравшихся вознести горячие молитвы за воинов, погибших на полях битв за Родину, и благодарение Богу за ниспосланную нам Победу, возвеличившую наше Отечество, призвал также всех помолиться о Святейшем Патриархе Алексии и о том, чтобы Господь укрепил силу русского оружия на веки веков.

После торжественной панихиды и благодарственного молебна было провозглашено многолетие нашим вождям и победоносному русскому воинству под радостный звон колоколов.

Журнал Московской Патриархии, №08 август 1946