Пятница, 29 марта 2024

Арзамасские колокола

В старину у Пасхальной недели было и второе название – звонильная. На колокольню мог подняться любой желающий. Колокола в дни светлого праздника доверяли даже непрофессионалам. Преодолев больше ста ступеней, поднявшись на высоту около 40 метров, мы на звоннице. Всю Пасхальную неделю верующие будут ходить друг к другу в гости, обмениваться пасхальными яйцами и куличами, а любой желающий сможет подняться сюда, на колокольню Зимней церкви, чтобы позвонить в Пасхальные колокола.

На звоннице Зимнего храма семь колоколов: четыре маленьких, два средних и главный. Старейший колокол в ансамбле отлит в 1888 году. Он имеет трещину, поэтому звучит уже не так чисто, как остальные. Если пополнить звонницу еще несколькими колоколами, в ней появятся новые и неповторимые голоса.

В народе говорили, что если икона ­– это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь человека. С колокольным звоном для Бога рождался ребенок, совершались таинства венчания и отпевания, радостным звоном встречали победу над врагом. Звон подобен почерку, у каждого он свой, неповторимый. Даже один звонарь не сможет повторить в точности рисунок звона, который он звонил раньше. Часто в праздник звон льется совсем по-другому, нежели в будний день. Бытует мнение, что у девушек звон более эмоциональный, чем у мужчин.

Горожанам доступны сразу три звонницы – Зимней церкви, Святого Духа и Выездновского храма. Раньше на Руси, города и деревни, где во время эпидемий звонил колокол, болезни обходили стороной. В наше время ученые доказали опытно то, что интуитивно чувствовали наши предки – колокольный звон уничтожает болезнетворные микроорганизмы, улучшает духовное и физическое состояние человека. А самое главное, что колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не заслушаться ими просто невозможно.

Сейчас полным ходом восстанавливается звонница Благовещенского храма. Возможно, на следующую Пасху Арзамас благословят колокола всех четырех звонниц.

Ольга Панова