Среда, 24 апреля 2024

Русский колокольный звон

Русский звон отличается от западного, европейского. Наш колокол полифонический музыкальный инструмент, в его голосе ценится благозвучие, мощь, красота тембра, а вовсе не попадание в ноты. С точки зрения европейца русский колокол не настроен. Его долгое гудение, от которого мурашки по коже, европейскому колоколу только помешало бы выводить мелодию.

Русский звон основан на ритме, темпе и тембре. Мелодия уходит на задний план. Действительно, мелодия не является основой для церковного православного звона. Он имеет в основе своей ритм, состоящий из ритмических рисунков, их великое множество. И с древних времен каждый монастырь, каждая обитель и храм имели свои неповторимые звоны.

Наш колокольный звон – это подобие биения сердца человека. Ритмы были самые разные, они были и радостные, и печальные, и торжественные. Звон на первый взгляд простой, но через темп, громкость, динамику громкости, через другие музыкальные  средства ритмический звон приобретает очень много характерных черт.

У православного звонаря нет никаких нот, поэтому он в своем лице как бы соединяет три ипостаси: он композитор, он импровизатор и он исполнитель.

Чаще всего, не владея нотной грамотой, звонари на колокольне не только молились, но и припевали. Для того, чтобы запомнить ритмический рисунок звона, она использовали строчки из народных песен или припевки, например, «почем треска, почем треска, три копейки с половиной, три копейки с половиной».

«У меня в Москве купола горят, у меня в Москве колокола звенят» — писала Марина Ивановна Цветаева.

«Православная энциклопедия» , 2012 г.