Четверг, 28 марта 2024

Протоиерей Константин Харитошкин. Зачем нужен колокольный звон?

Колокольный звон, несомненно, появился как практическая вещь. Не у всех были часы, а колокольный звон в монастырях, и храмах, в нужное время, созывал на общую молитву людей, чтобы вся округа слышала.

Не мог крестьянин бросить свое дело, но он останавливался, молился, вспомнал о Святой Троице, восславял Господа и дальше работал. Колокольный звон нужен для созидания определенного настроя и для извещения всех знающих какой момент богослужения: чтение Евангелия, Евхаристический канон. Особенно это необходимо в праздничные дни.

Совершенно удивительный богослужебный день – это день Страстей Христовых, чтение двенадцати Евангелий. Находясь в храме, человек слышит, что звонит колокол. Если вдруг кто-то болеет, не может находиться в храме, он с благоговением воспринимает звон, может перекреститься: вот восьмое Евангелие читается, вот девятое.

В наш храм святителя Николая Чудотворца приходит много детишек, но не всегда они могут всю службу отстоять. Находясь на нашей  детской площадочке, услышав звон к Евхаристическому канону — сразу спешат в храм.

Удивительные истории рассказывают, как иногда, колокольный звон останавливал людей от злодеяния, будил совесть. Много таких историй у верующих, пожилых людей, как они радовались, особенно в советское время, каждому колокольному звону. Я служил в храме, одном из немногих московских, который не закрывался (это были уже перестроечные времена). Там у нас был старенький звонарь, удивительный человек. Рассказывали, что бабулечки радовались, что вот в месте, где они живут, в центре Москвы, Китай-город, есть храм, который не закрывался и в котором не прекращалась традиция колокольного звона. Они каждодневно слышали этот колокольный звон. Даже для тех, кто в храм не мог прийти, это было огромное духовное утешение. Они чувствовали себя сопричастным службе, которая совершается в храме.

Смысл колокольного звона довольно утилитарный, мы помним, например, метельные звоны во время бурь, извещение о каких-то событиях или набат. Умер у нас патриарх Алексей, оповестили об этом все храмы Москвы, люди слышали и приходили, узнавали, почему такой звон. В течение нескольких часов все храмы России оповещали о том, что почил Предстоятель церкви. Это кажущаяся утилитарность возвеличивалась до богослужебного, это один из видов угождения и Богу. Провозвещая людям о службе, о моменте службы, о торжественном моменте службы – это такая форма благовестия. Благовествовать мы можем и устно, донося благую весть, читая Священное Писание для себя, это тоже такая форма благовестия.

Звон — это голос церкви, который распространяется на всю округу. Удивительные воспоминания одного путешественника, я недавно читал, как он приехал в Пасхальную Москву и он просто остановился, когда все храмы зазвонили. Это была такая традиция, сначала звонила колокольня Василия Великого,  потом храмы Кремля, затем монастыри и  все приходские храмы, все сорок сороков. Он говорит, «я стоял и плакал». То есть вдруг весь эфир, все пространство заполнилось этими удивительными чарующими звуками колокольного звона, когда все храмы звонят, все колокольни. Это его потрясло до глубины души, он никогда такого не испытывал. Эти вибрации в воздухе этих удивительных колоколов, которые льются по особым правилам, это умение звонарей, это такое чудо. И сейчас даже, вот мы на окраине Москвы, а мы слышим, вот Троицкий храм зазвонил,  Перервинский монастырь. И мы как бы все перекликаемся. Раньше об этом можно было только мечтать и вспоминать, как же было в Москве. А сейчас все возрождается. Все колокольни заполняются колоколами и появляются обученные звонари. Появляются такие талантливейшие звонари, которые становятся мастерами своего дела, которые передают этот звон своим ученикам, могут научить других этому удивительному церковному искусству колокольного звона.

Протоиерей Константин Харитошкин,
настоятель храма Николая Чудотворца г. Москвы