Толковый Типикон. Михаил Скабалланович. 2-я глава Типикона «Всенощное бдение». 3. Звон к Утрене
Звон к утрене
Теперь начинается вторая и важнейшая часть бдения — утреня. Начало ее отмечается звоном.
«По чтении же великом Деяний св. апостол (или посланий) исходит параекклисиарх и клеплет в великий и в прочая кампаны».
Не указано, что сначала в один великий, а потом во все, как пред началом бдения, потому что это не благовест (начальный звон), требующий особой продолжительности, а только «знамение» о начале утрени. Продолжительность его поэтому совершенно не определяется.
По древним уставам
По древним редакциям Иерусалимского устава, в начале утрени на бдении полагался не только звон, но и каждение, а по нек. слав. спискам устава и возглас, но звон был только в один большой колокол или било.
Груз., греч. ркп. и греч. печ. изд.:
«кандиловжигатель, приготовив кадило, входит и знаменает в великое; иерей же кадит».
Слав. ркп. XIV в. (Моск. Синод. библ. № 328/383 и 329/384):
«кандилаптис сотворяет поклонение игумену или месту его и шед звонит. По скончании же того иерей сотворить поклонение игумену и вшед в олтарь, взем кадило и вкладает темьян и творит молитву кадилу, таже прекрестить трапезу кадилом и возгласить: Благословен Христос (№ 329 без «Христос») Бог наш всегда…».
Слав. ркп. XV и XVI в. (например, № 678/386 и Киевск. Акад. муз.) не говорят ни о каждении, ни о возгласе, а о звоне прибавляют: «в великое древо и в прочая, аще суть»; так и старообр. устав; о звоне см. также Служ. Моск. изд. 1602 и 1647 г. (выше, с. 610), где он указывается в три приема.
Михаил Скабалланович