Пятница, 29 марта 2024

63. Царские колокола (382 стр. – 384 стр.)

Судя по летописным указаниям и сохранившимся монастыр­ским записям, мы видим, что русские цари, бояре, дьяки и купцы создавали колокола на свои средства и жертвовали их монастырям и приходским церквам.

Вот почему в прежнее время колокола и носили наименования: царский, боярский, посадский, святительский и проч.

По сохранившейся записи Ниловой пустыни 3) значится, что царь Алексей Михайлович жалует обители колокол во 150 пудов. Бояре Иван и Юрий Ивановичи Ромодановские дают колокол в 50 пудов. Кроме того, князь Алексей Михайлович пожертвовал ко­локол в 41 пуд, и два колокола в 25 ½ и в 25 пудов пожертвовали бояре Илья Данилович и Иван Андреевич Милославские.

На колокольне Новодевичьего монастыря в Москве находится один из таких царских колоколов. На нем имеется следующая характерная надпись: «Лета 7138 (1630) апреля в 13 день при великом государе, царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси самодержце в его государской державе в 17 лето и при благоверном царевиче и вели­ком князе Алексее Михайловиче всея Руси и при великом госпо­дине святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси, поставила сей колокол мати государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, инока великая государыня ста­рица Марфа Ивановна в дом Пречистыя Богородицы Новодевичь монастырь по своей душе; игуменье с сестрами, которые в том мо­настыре будут, за тот наш вклад душу мою в синодике написати, по вся дни поминати».

На колоколе изображено распятие Иисуса Христа с предстоя­щими, под ним в клейме агнец в сиянии около головы и с хоругвею на плече 1).

В московских церквах довольно много сохранилось таких цар­ских колоколов, преимущественно царя Михаила Феодоровича. Так, на церкви святителя Николая Явленного на колоколе написано «Божию милостию великий государь, царь и великий князь Михайла Феодорович всея Руси самодержец и его царица великая княгиня Евдокия Лукьяновна и их государские дети государь це­саревич и князь Алексей Михайлович, государыня царевна и ве­ликая княжна Анна Михайловна, государыня царевна и великая княжна Наталья Михайловна сей колокол велели лить в церкви Николы Чудотворца Явленного, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году».

В Александро-Свирском монастыре в Олонецкой губернии на­ходится колокол, присланный царем Феодором Иоанновичем в 1585 году. На этом колоколе сохранилась следующая надпись: «Под щет государя царя великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии в иноцех Ионы» 1).

Создание колокола и пожертвование его в церковь сыспокон веку на Руси считалось делом Божьим, этим и объясняется обилие колоколов в России, из которых некоторые достигают колоссаль­ных размеров и веса.

Колокола создавались не только на пожертвование царей или людей богатых, но нередко мы видим, что даже бедные прихожане по копейкам собирали на колокол.

На колокольне церкви Похвалы Пресвятой Богородицы за Ста­рым дровяным двором в Чертополье (в Москве) имеется такой ко­локол со следующей трогательной надписью «Лета 7202 (1694) куп­лен сей звон к церкви Преподобныя Параскевы на место Поречье на мирские гроши, весу 3 пуда 6 фунтов».

Эта надпись ясно говорит, с какой любовью колокола создава­лись на Руси, создавались на последние «мирские гроши», для того, чтобы была возможность возвещать людям о Боге.

Такие колокола назывались обыкновенно – мирскими, т.е. со­зданными миром, группой прихожан или, вообще, доброхотных дателей.

Что же касается до названия – царь-колокол, то это вовсе не означает, как многие полагали, что оно относится к одному только колоколу, а именно колоколу, находящемуся ныне подле Иванов­ской колокольни в Московском Кремле.

Еще более ошибочно думать, что название царь объясняется тем, что он создан на деньги, пожертвованные царем; такие колокола, как уже было сказано, назывались просто – царскими.

У нас было несколько царь-колоколов; они так назывались бла­годаря своей величине. Как было сказано выше, один из таких коло­колов был слит в XVI в. и находился в Кремле между Успенским и Архангельским соборами, на особенном деревянном срубе.

В былине о «Гришке-Растриге» говорится:

«У того ли Ивана Великаго

Завсегда звонят в царь-колокол»…

Вернее всего, что здесь идет речь именно о колоколе XVI века, и название «царь» относится к его величине и весу, точно так же и пушка, слитая Андреем Чоховым, благодаря своей величине, назы­вается царь-пушкой.